ГлавнаяИнформационные ресурсыЭлектронные информационные ресурсыРесурсы Национальной библиотеки БеларусиВиртуальные проекты, выставки и коллекцииВиртуальные проекты библиотекиПервая мировая война в литературеПервая мировая война в белорусской литературеМаксим Богданович
Максим Богданович

Максим Богданович

Одним из первых белорусских деятелей, заметивших положительное воздействие Первой мировой войны на белорусское национальное движение, на процесс национального возрождения, был Максим Богданович. Он подчеркивал, что именно под влиянием войны стран Восточной Европы у их жителей обострилось осознание национальной самобытности, возникло представление о самостоятельном белорусском народе, а белорусский язык начал употребляться в периодической печати так же систематически, как русский, литовский и другие.

Тяжело больной Максим Богданович не мог принимать непосредственного участия в событиях Первой мировой войны, однако ее тема заняла значительное место в последних стихотворениях поэта «Цёмнай ноччу лучына дагарала», «Як Базыль у паходзе канаў», «Ой, грымні, труба, уранку, рана» и др.

Основной персонаж белорусской песни о войне – мать, жена, нареченная.

Максима Богдановича прежде всего привлекал именно «домашний», «семейный» аспект войны, человеческая ее сторона, ее отображение в народных песнях.

Цёмнай ноччу лучына дагарала,
Я Арцёму кашулю вышывала:
Пасярэдзіне – сонейка,
Навокал зоры дробныя.
Толькі ўваходзіць у хату сястрычанька, –
Белы-чысты ліст у руках.
Белы тварык увесь у слязах:
“Ой, забілі Арцёма, забілі,
У нязнанай старонцы зарылі;
Ой, забілі Арцёма шрапнеляй,
Завіруха яго крые белай беляй”.
Як пачула я тое ды ўцяміла,
Мае ніткі неяк памяшаліся,
Сонца яркае скацілася, –
У вачах памуцілася.
Чаму я на свет урадзілася?

(«Цёмнай ноччу лучына дагарала»)

М. Богданович мастерски использует элементы фольклорной поэтики (народные причитания, плачи, форму солдатских и застольных песен). Поэт говорит о героизме, присущем народному белорусскому характеру, прославляя через трагическое содержание мужество и верность патриотическому долгу. Наиболее яркое и целостное в художественном отношении стихотворение этого цикла – «Як Базыль у паходзе канаў», в котором через фольклорные обращения к земле, бору, семье и Беларуси утверждается красота души народного героя.

Библиотекарям