Максим Горецкий
События Первой мировой войны стали сюжетом прозы белорусского писателя, непосредственного участника военных действий М. Горецкого («На імперыялістычнай вайне», «Літоўскі хутарок», «Рускі», «Генерал», «На этапе» «Ціхая плынь»). Эти художественные произведения насыщены документализмом, правдой военной жизни: тяжелые кровопролитные бои, разрушение и опустошение, беженцы и бесконечные жертвы.
Книга «На імперыялістычнай вайне» («Запіскі салдата 2-й N-скай артылерыйскай брыгады Лявона Задумы», 1914–1928 гг.) – заключительная часть трилогии о хождении по мукам белорусской интеллигенции в лице крестьянского сына Левона Задумы. Это и новый этап становления героя как личности, гражданина, защитника гуманизма и духовных основ жизни. Недаром писатель доверил молодому землемеру вести военный дневник, сделал его летописцем истории народа в один из трагических периодов жизни. Новаторское значение книги в том, что она стоит у истоков жанра белорусской художественной документалистики. В основу композиции произведения положен принцип свободного чередования объективизированных картин военной повседневности, окопного быта и размышлений, рассуждений героя. Но книга лишена эклектики, она внутренне целостная, художественно завершенная. Цементирующим началом, которое объединило разрозненные описания в органическое единство, выступает обобщающая мысль художника, его точка зрения, нравственная позиция. Стержневая линия «Запісак…» – отображение войны в ее реальном виде. Отдельным изданием «Запіскі…» вышли в 1926 г. и были благосклонно встречены критикой, справедливо отметившей их глубокую правдивость и жанровое новаторство (форма дневника).
Подробнее
В рассказе «Літоўскі хутарок» (1915) М. Горецкого ужасающие картины войны передаются через восприятие героев старшего и младшего возраста. Сначала вся семья литовцев болезненно и остро реагирует на те события, которые происходят вокруг хутора. На глазах хозяина Яна Шимкунаса за короткое время рушится вся прежняя жизнь: уничтожаются разрушаются постройки, истребляется уничтожается хозяйство и, пожалуй, самое страшное – издевательства и насилие немцев, отчаяние дочерей.
Подробнее
В рассказе «Рускі» (1915) М. Горецкий создает яркую картину войны, где человек живет и действует в условиях постоянной опасности, когда особенно обостряется осмысление вопросов жизни и смерти. Впервые в белорусской литературе автор исследует последствия разрушительного воздействия военных событий на психику человека, используя натурализм в описаниях, психоанализ и поток сознания.
Подробнее
Показ капризов смерти М. Горецкий продолжает в рассказе «Генерал» (1916). Кульминацией произведения становится момент, когда эгоистично-авантюристское желание старого генерала продемонстрировать офицерское достоинство и поднять настроение солдат, измученных бессмысленностью, скукой и жестокостью позиционной войны, бросает на бруствер молодого прапорщика. Последний, несмотря на военный чин, не признает самоценности войны. Смерть выбирает его и дает возможность генералу сказать несколько проникновенных слов о «славе загінуўшых сыноў бацькаўшчыны», театрально-красиво склониться над убитым и избавляет его, профессионального аристократа-военного, от необходимости иметь дело с «вучыцялішкам … з тых, што ядуць з нажа», ничего не понимают в «творческом» настроении войны.
Подробнее
В рассказе «На этапе» (1916) читатель знакомится с полным Георгиевским кавалером-полешуком. Он с честью прошел войну на фронте, получил серьезное увечье, которое, кажется, не смогло сломить натуру персонажа. Толчком к обострению психологической травмы было возвращение к мирной жизни. И если безразличие к нему общества, оценившего четыре награды, ранение и потерю трудоспособности в пенсию второго разряда, вынуждало его жаловаться всем вокруг, то «предательство» жены отравляет его жизнь. То, что произошло на самом деле между ними, остается неизвестным, хотя можно понять, что молодая красавица вынуждает мужа «мучыцца за нейкія яе памылкі за час, калі ён быў на фронце, а ў хаце ў іх начавалі… пераходныя салдаты». И хоть полешук на войне потерял веру в Бога, нравственное состояние современной семьи он определяет через библейский образ апокалипсиса, которому предшествуют разврат и мистические призраки в небе.
Подробнее
В повести «Ціхая плынь» (1917–1930) глубоко раскрывается тема влияния Первой мировой войны на разные сферы жизни белорусского этноса. Каждая национальная литература сочетает общечеловеческое с национальным, неповторимость мировосприятия отдельного народа передается глазами его представителей. В повести поднимается одна из самых актуальных общечеловеческих проблем – проблема существования человека на земле. Через жизнь и развитие главного героя произведения – юношу Хомку – показана проблема выживания целого народа.
Подробнее