Язэп Пуща
В поэме «Песні вайны» (1927–1928) воссоздаются драматические события 1914–1915 гг., решаются проблемы войны без героя, разрушенного Белорусского Дома, народа-изгнанника и др. Произведение проникнуто сильным антимилитаристским пафосом, обеспокоенностью судьбой простого человека и исторической судьбой народа.
В поэме широко задействован пейзаж, выполняющий функцию усиления, эскалации эмоций, сгущения красок:
У хмарах звіліся маланкі намітусь,
Яснасцю дзікай асвечаны дні.
Бура-навала над возерам Свіцязь:
У хвалях шалеюць грымоты-агні,
Хвалі змываюць пакорнасць і літасць.
Рисуя картину черной, разъяренной грозы-войны, Я. Пуща не жалеет мрачных красок, всюду используя натуралистические описания:
Мужчынскага цела абрубак
На ложку жалезным ляжыць.
Хоць кроўю аплыў ён і брудам,
А хоча ўсё ж мучыцца-жыць.
Антиэстетика поэта оправдана художественной задачей – создать объемный образ изуродованного, оккупированного края, куда пришли голод, падение нравов, насилие, смерть:
Мы кормімся хлебам пратухлым, –
Народ абяднеў, анаглеў.
Пайшоў жабракамі па свеце,
Магілы жабрачыя скрозь.
Скарынку хлеба просім,
Як не… той так бяром.
У душы і сэрцы восень;
Журба між хмурых броў.
Дачок казакі гвалцяць,
А жонак смерць бярэ.
Поэт разграничивает понятия «Расія», «імперыя» и «Маці-Краіна», «Радзіма», неоднократно подчеркивает ненужность и тщетность страшных жертв, которых потребовала от его народа «дикая стихия», – одним из мотивов произведения является мотив братоубийственной войны:
Мне сорамна неяк сягоння
І горна, пакутна ў душы.
Пакорна ішоў на агонь я
І брата за горла душыў.
Герой поэмы Искринич убивает не врага, а брата-славянина, вынужденного воевать на противоположной стороне. За муками совести конкретных персонажей видится общая трагедия и вина солдат и в целом народов, которые из-за чуждых, непонятных им геополитических амбиций уничтожают друг друга. В связи с мотивом братоубийственной войны в произведении Я. Пущи встает проблема войны без героя:
Я сёння ўглядаўся ў цемру,–
Героя пабачыць хацеў.
Пабачыў жа вострыя церні
І чорны аплёваны цень.
Поэт остро ставит вопрос о сохранении душевной чистоты в грязное, ужасное время. Разрушительной силе войны он противопоставляет собственную гуманистическую концепцию гармонии, которая олицетворяется в символическом образе Марии. Именно с Марией связывается в произведении непоколебимая вера в победу красоты и жизни над безобразием и смертью.
Источник информации:
Заяц, Н.В. Падзеі Першай сусветнай вайны ў мастацкім спасціжэнні Максіма Гарэцкага і Язэпа Пушчы / Наталля Заяц // Максім і Гаўрыла Гарэцкія. Жыццё і творчасць : (прабл. выдання спадчыны) : XIX Гарэцкія чытанні : матэр. чытанняў, Мінск, 18 лют. 2011 г. / [рэдкал.: Р. Гарэцкі (адк. рэд.) і нш.]. – Мінск, 2011. – С. 139–144.