Станислав Монюшко был, остаётся и всегда будет гордостью нашей белорусской земли, её культуры, которая взрастила, вдохновила его и ощутила всю красоту и одухотворённость его лиры.
О. Дадиомова
На протяжении столетий дворянский род Монюшко славился своими заслугами в культурно-просветительском развитии Беларуси. Все представители рода имели хорошее образование и были разносторонне одаренными людьми. К примеру, дядя будущего композитора, Доминик Монюшко, прославился меценатской деятельностью, второй дядя, Казимир, был замечательным ботаником, многие предки и родственники Станислава были истинными патриотами своего края, заботились о наследии, которое должно остаться потомкам, занимались формированием усадебных комплексов, способствовали развитию паркостроения.
Отец композитора, Чеслав Монюшко, был поэтом и художником-любителем, благодаря рисункам которого сегодня можно представить, как выглядел Минск середины ХIХ века. Мать, Елизавета (Эльжбета) Маджарская, правнучка основателя производства знаменитых слуцких поясов, была музыкально одаренной женщиной, брала уроки у известного минского музыканта и композитора Петра Караффа-Корбута, игравшего на 24 инструментах. Вероятно, такие корни, благородное происхождение предков в сочетании с высокой культурой и основательными знаниями передались будущему композитору, имя которого знают и ценят в разных странах мира.
Наполеон Орда. Фольварк Убель. 1856–1883 гг.
Получив в наследство имение Убель, находящееся неподалеку от Смилович и Игумена (сейчас – Червень), Чеслав Монюшко с женой обосновались на новом месте, где 5 мая 1819 года и родился наш знаменитый земляк, которому дали имя Станислав Ян Эдвард Казимир. Об этом свидетельствует копия метрической выписки из книги Смиловичского приходского костела, хранящаяся в Национальном историческом архиве Беларуси.
Выписка из метрической книги Смиловичского приходского костела. 5 мая 1819 г.
Пятилетний Стась за фортепиано. Рисунок Чеслава Монюшко
Детство будущего композитора прошло на лоне живописной белорусской природы. Станислав рос в окружении звучания народных песен в исполнении крестьян. Мальчик быстро запоминал их, и они, по мнению польского музыковеда Владислава Фабра, стали тем зерном, из которого позже выросла его знаменитая опера «Галька». Настоящим праздником для мальчика стали крестьянские вечеринки, проходившие в имении дяди Юзефа в Смиловичах. Замок так сильно впечатлил маленького Станислава, что много лет спустя его образы и предания нашли воплощение в его значимой опере «Страшный двор».
Дворец Монюшко в Смиловичах. 1917 г.
Первоначальное музыкальное образование мальчик получил под руководством матери, а почти ежедневные театральные вечера в родительском доме стали своеобразным фундаментом, благодаря которому Монюшко начал формироваться как музыкальный драматург, композитор синтетического мышления.
Виктор Стащенюк. Дом, в котором жил С. Монюшко. 1986 г. Автолитография
В 1827 году ради образования сына семья Чеслава Монюшко переехала в Варшаву, где Станислав стал учиться в гимназии пиаров и заниматься музыкой под руководством Августа Фрейера. В 1830 году для продолжения обучения сына семья Монюшко возвращается на родину и обосновывается в Минске, где живет на Высоком рынке (сейчас – площадь Свободы).
Доминик Стефанович. Рисунок Чеслава Монюшко
Станислав учится в Минской гимназии (сейчас – здание на ул. Интернациональной, 19), начинает заниматься музыкой у известного местного педагога, руководителя Минского оркестра Доминика Стефановича. Через много лет, в 1856 году, Монюшко, оглядываясь на свой жизненный путь, писал в письме А. Киркору: «Моими учителями фортепианной музыки были: в деревне – моя мама, в Варшаве – славный органист Фрейер, в Минске – мой бесценный Доминик Стефанович. Этот последний, влюбленный в свое искусство и способный оценить мое, такое же стремление к музыке, смог так умело направить его в мою пользу, что с тех пор музыка стала для меня самой важной целью».
В минском доме семьи Монюшко. 30-е годы ХIХ века
Рисунок Чеслава Монюшко
Скоро гостеприимная квартира Монюшко превратилась в своеобразный художественный салон, где почти каждый день по инициативе матери композитора собиралась тогдашняя минская интеллигенция, современники и друзья семьи Монюшко – музыканты, артисты, художники, среди которых были Валентий Ванькович, Ян Дамель, Петр Караффа-Корбут, Доминик Стефанович.
После периода профессиональной подготовки в Берлине под руководством директора Берлинской музыкальной академии профессора Карла Фридриха Рунгенхагена, Монюшко в 1840 году переезжает в Вильно, где работает как органист костела Святого Иоанна. В это время композитор создает семью, женившись на Александре Мюллер. Познакомились молодые люди еще в юности и пронесли свою любовь через всю жизнь, сохранили и сберегли светлое чувство, прожив вместе тридцать лет. Об отношениях этой романтичной пары свидетельствует эпистолярное наследие, вышедшее в переводе с польского на белорусский язык в издании «Ліставанне: 1826–1851» литературоведа и писателя Язепа Янушкевича.
Станислав и его жена Александра. Рисунок Чеслава Монюшко
Стихотворный фрагмент письма к жене. 1837 г.
Стихотворный фрагмент письма в переводе Алеся Чобата
С. Монюшко. «Ліставанне: 1826–1851». Составитель – Я. Янушкевич. 2010 г.
Винцент Дунин-Марцинкевич. Фото. 1850-е гг.
Виктор Барабанцев. Дружеские встречи (В. Сырокомля, С. Монюшко, В. Дунин-Марцинкевич). 1983 г.
Следующие 18 лет жизни Станислава Монюшко были наполнены плодотворной работой в качестве дирижера, педагога и композитора. Следует отметить, что биографы и музыковеды называют этот важный период его творчества минско-виленским, так как это время отмечено творческими отношениями, многочисленными встречами, поездками к родителям, родным и друзьям в Минск, где каждый приезд Монюшко становился праздником для белорусской творческой элиты. Здесь он сотрудничает с такими видными деятелями национальной культуры, как Томаш Зан, Ян Чечот, Адам Киркор, Владислав Сырокомля, Флориан Миладовский, Камилла Марцинкевич, искренне помогает своим землякам, коллегам-музыкантам. Здесь проходят его первые театрально-музыкальные постановки. Именно в Минске в 1841–1851 годах были написаны и подготовлены к исполнению оперетты, созданные в содружестве с белорусским драматургом Винцентом Дуниным-Марцинкевичем: «Чудесная вода», «Еврейский рекрутский набор», «Соревнование музыкантов», а также знаменитая «Селянка» («Идиллия»), в которой впервые в истории оперного искусства со сцены прозвучал белорусский язык. В. Дунин-Марцинкевич высоко оценивал личность и творчество Монюшко, считал его настоящим мастером, «дударом» белорусской культуры. Так, к приезду композитора в 1856 году он даже написал стихотворение от имени их общего «крестьянского» героя Наума Приговорки, где Монюшко посвящены следующие строки: «А трэцi дудар меж намi ўзрос, ён нам братка, яму Мiнская зямелька родная матка!»
В тот же период Монюшко создал и первую двухактную редакцию оперы «Галька», которая принесла ему мировую славу и впервые была поставлена в Вильно. Минско-виленский период стал временем высокого творческого подъема, ознаменовался обращением композитора к разным жанрам: симфоническим, оперным, камерно-инструментальным, камерно-вокальным, кантатно-ораториальным. Много произведений Станислав Монюшко создал на основе белорусского фольклора, также он постоянно обращался к стихам своих соотечественников.
Станислав Монюшко. Фото. 1865 г.
В 1858 году композитор переезжает в Варшаву, где становится настоящим классиком польской оперы. Здесь осуществляются его творческие замыслы, звучит его музыка, здесь к нему приходит мировая слава. Став дирижером Большого театра в Варшаве, композитор плодотворно работает: одна за другой появляются оперы, кантаты, другие разножанровые произведения, пропитанные духом белорусской народной музыки. Живя в Варшаве, композитор часто бывал в Минске, способствовал развитию национального театрального искусства, интересовался творчеством своих соотечественников. Благодаря духовной связи со своим народом, земляками, лучшими представителями тогдашней белорусской интеллигенции Станислав Монюшко не утратил ощущения единства с родиной, ее историей и культурой.
Жизнь Станислава Монюшко оборвалась неожиданно – 4 июня 1872 года. Похоронный кортеж сопровождало сто тысяч человек. Остались недописанными оперы, неосуществленными замыслы... Над могилой возрастала гора великолепных венков, а рядом неизвестная рука положила скромный букет первых васильков. По-видимому, их привезли издалека, так как цветы привяли. На черной ленте – надпись: «Станиславу Монюшко, сыну белорусской земли. Сиротой плачет она над этой могилой».
Смерть прервала жизнь композитора, но сохранились его произведения. С каждым годом они завоевывают все больший круг слушателей, вызывают научный интерес исследователей, звучат на концертах и ставятся на сценах всего мира, а имя Станислава Монюшко остается одним из величайших в истории Беларуси, Польши и Литвы, что одновременно представляет и объединяет культуры этих стран.