Фантастическая повесть братьев Стругацких – пожалуй, одно из самых ярких литературных воплощений научной утопии 1960-х годов. Тут вам и победа науки (или, в данном случае, магии), и борьба за высокую производительность и против приспособленцев и бюрократов. Юмористическое произведение с элементами сатиры, высмеивая пороки общества, актуализируя и переосмысляя фольклорные элементы, нацелено все-таки в будущее.
Насколько же оно светлое по Стругацким – давайте разбираться.
Повесть с фразой-девизом трудоголиков, вынесенной в название, была написана в 1965 году и входит в так называемый «приваловский» цикл братьев Стругацких. В этот же цикл входит и более поздняя «Сказка о Троице» (1968), и объединяет эти произведения не только общий герой-рассказчик, но и преобладание комической составляющей. Вообще, во многих произведениях Стругацких можно отыскать мягкий юмор, иронию и сатиру, но именно «приваловский» цикл отличается тем, что комизм в этих произведениях выдвигается на первый план, становясь основным авторским приемом описания действительности.
Собственно, в «Понедельнике» сходятся три сферы. Первая – современная авторам реальность. Александр Привалов живет в абсолютно реалистичных советских шестидесятых, где можно запачкать джинсы, где по улицам сонного провинциального городка ползет «МАЗ», а в гостиницах нет свободных мест. Но эта «заасфальтированная» чистенькая реальность самым неожиданным образом пересекается со второй сферой – сферой сказочного. Привалов оказывается на улице Лукоморье в доме на куриных ножках (филиал музея), а его домохозяйка, неожиданно, Наина Киевна Горыныч, по всем внешним признакам – Баба Яга. Во дворе ходит (и рассказывает сказки) ученый кот, страдающий рассеянным склерозом, в колодце живет говорящая щука, а в ветвях дуба посиживает русалка.
Само по себе такое пересечение реального и нереального дает эффект неожиданности, привлекает внимание. Но игра с текстом продолжается благодаря третьей сфере, которая работает за счет взаимодействия первых двух, – сфере комичного. А комизм в тексте часто активируется цитацией, прямой или косвенной. Авторы могут перенести известных персонажей (ту же Бабу Ягу или Кощея) в типичную советскую действительность, могут своеобразным образом включить в художественный мир произведения исторических личностей (например, алхимика Бена Бецалеля или графа Калиостро). Комизм также достигается за счет эффекта неожиданности: ведь перед нами обычный, так сказать, средний человек, случайно попавший в странную ситуацию. «Я-повествование» в тексте помогает посмотреть на все происходящее глазами непосредственного наблюдателя, будто лично участвуя в сюжете. Поэтому читателю просто ассоциировать себя с местной «Алисой в Стране Чудес» – Приваловым: последний реагирует на чудеса вокруг него примерно так же, как отреагировал бы любой читатель.
Ну, или почти так же: Привалов все-таки программист и трудоголик. И, давая себе время поудивляться «суете вокруг дивана», он постепенно делает попытки изучить чудеса вокруг себя, обдумывая их возможное научное объяснение.
Наука в рассказе, точнее отношение к ней, вообще является характерным персонажным маркером. Люди, преданные науке (магии), для которых «понедельник начинается в субботу», – магистры, настоящие люди будущего. Во второй части истории главный герой, который уже работает в Институте чародейства и волшебства, так отзывается о своих коллегах: «…Маги, Люди с большой буквы, и девизом их было – “Понедельник начинается в субботу”… Они были магами потому, что очень много знали, так много, что количество перешло у них наконец в качество, и они стали с миром в другие отношения, нежели обычные люди».
Такие одержимые люди, для которых счастье и смысл жизни заключены в вечном познании неизведанного, показываются новым этапом человеческой эволюции, шагом в светлое будущее. Это будущее, в котором победили наука и труд, где счастье каждого – в неустанном труде и духовном обогащении, накоплении знаний.
При этом о будущем как таковом в тексте Стругацких почти ничего не говорится. Есть, конечно, загадочный директор Института, сосуществующий в двух лицах (как А-, так и У-Янус), в котором Привалов и его друзья подозревают контрамота (человека, для которого время движется в противоположном направлении). Сам главный герой, конечно, отправляется на «машине времени» в воображаемое будущее – но здесь Стругацкие скорее иронизируют над товарищами-фантастами (и штампами). Однако само произведение сосредоточено на настоящем, возможно, потому, что именно в нем – корни даже самого светлого будущего.
И высмеивая демагогов от науки, таких как Выбегалло (с пустыми глазами и лохматыми ушами), обличая хамство, бюрократию и многие другие характерные недостатки своих (и наших) современников, Стругацкие, кажется, демонстрируют, от чего человечеству необходимо избавиться.
НИИЧаВо – это некая утопия. Не только научная (ведь здесь наука и магия приравниваются, что и неудивительно: непосвященным научные открытия часто кажутся чародейством). Но еще и моральная – утопия личных ценностей. Человек, говорят Стругацкие, должен сознательно перейти от бездумного потребления окружающих его благ к активной роли в изучении мира. И пока такая революция в человеческом сознании не увенчается успехом, идеальное будущее попросту невозможно.
Среди дней, когда происходит история, нет ни одного воскресенья.
Ведь главные герои – это «…люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно».
Вот #такое_чытво.
Отыскать книги поможет электронный каталог Национальной библиотеки Беларуси.
Давайте читать вместе!
Материал подготовлен отделом сопровождения интернет-портала.