ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Дом книги имени Короткевича
Минск с неба

Доказательство прочитанного

Доказательство прочитанного
Другие новости

Дневник читателя: полезная привычка или способ отбить желание читать.


Скоро сентябрь, и школьникам предстоит держать ответ, какие книги из «летнего списка» прочитаны. Кто-то принесет в школу читательский дневник. Учителя часто задают вести его летом. ГодЛитературы.РФ решил выяснить, кто ведет сегодня дневники и есть ли в этом смысл.

Записать в тетрадь названия и авторов прочитанных книг, выписать цитаты, коротко сформулировать содержание и личное впечатление, заверить подписью родителей – требования у всех учителей свои. Но все это уже давно можно найти в интернете и все чаще учителя сомневаются, а стоит ли вообще давать такое задание. Ведь чтобы проверить, действительно ли ученик сам все прочитал и продумал или просто списал, потребуется немало времени.

– Не люблю читательские дневники, частенько сталкивалась с обманом. Не хочется, чтобы с малых лет ребята приучались хитрить, иногда и родители к ним присоединяются, – так высказалась на одном из интернет-форумов для педагогов учитель начальных классов Ирина Королёва.

Родители тоже часто выступают против дневников. Многим приходится заставлять ребенка корпеть над ними, и они жалуются, что «любви к чтению это не прибавляет». Главное, чтобы ребенок читал, а записывать – дело десятое, считают мамы-папы.

– Конечно, если ребенок заполняет дневник из-под палки, то положительных эмоций это не вызовет, – не соглашается педагог из Севастополя Татьяна Джало. – Но читательский дневник не предназначен для развития любви к чтению. У него совершенно другие цели – научить ребенка делать вывод из прочитанного и выражать его в 1-2 предложениях. Это должно помочь ему лучше запомнить и понять произведение.

Родителям своих учеников Татьяна Джало настоятельно рекомендует преодолевать детские «не хочу, не буду!». И помнить, что родители своим отношением к заданию сами часто провоцируют негативную реакцию ребенка.

Мнения взрослых расходятся, а школьники часто откровенно признаются, что ленятся вести читательский дневник. Зато люди, которые находят на него время, вызывают у всех неподдельный интерес. Об этом можно судить по популярности в Youtube видеороликов, снятых подростками о своих дневниках читателя.

Школьница Анжелика М. в 2-х минутном видео показывает тонкую тетрадь в клетку. Нерезкое изображение прыгает, а дикция автора вызывает критичные комментарии сверстников. Но ролик набрал 27 тысяч просмотров.

Неизменный интерес вызывают видеопоказы красиво изготовленных дневников. Делают их, конечно, девочки, причем самых разных возрастов – от второклассниц до учениц старших классов. Они хвастаются своими рисунками, обложками со стразами и пространными записями о прочитанном. И по праву гордятся тысячам просмотров.

Часто у подростков тетрадь с записями о прочитанном превращается в личный дневник – с размышлениями о жизни и о себе. Его никому не показывают и берегут от чужих глаз. А потом некоторые признаются, что бросили вести дневник после того, как его стали читать родители. Но те, кто сохранил и продолжил свои записи, оказываются вознаграждены.

– Очень здорово сесть и под настроение прочесть пару страничек. Вспомнить, о чем думала, когда прочла книгу, что понравилось, а что разочаровало, – делится с читателями своего блога Александра из Минска. – Я сразу вижу, что меня интересовало в определенный период жизни. Было время, когда я читала приключения, потом серьезные книги по философии и психологии, потом про любовь. Если начать анализировать, можно много нового о себе узнать.

Ведение дневника – полезная привычка. Вырабатывать ее лучше с самого раннего возраста, как только дети начинают читать. В этом уверен британский педагог и писатель Эйдан Чамбер, автор книги «Расскажи. Читаем, думаем, обсуждаем». Вот что он рекомендует взрослым:

  • Объясните детям, насколько ценны их записи и как важно вести их регулярно, независимо от того, что думает об этом тот или иной учитель.
  • Уделите ребенку время, помогите ему записать все книги, которые он сможет вспомнить. Пока ребенок плохо владеет письмом, пишите за него.
  • Не настаивайте на комментариях. Пусть это будут просто библиографические записи, а не рабочая тетрадь. Бывает, что ребята дают оценку книге одним двумя словами: «Здорово!», или «Скучно», или «Потрясающе!», и ничего плохого в этом нет. Главное, чтобы записи не вменялись ребенку в обязанность.
  • Не надо оценивать ведение дневника, как делают некоторые родители и учителя. «Для тебя это слишком просто» или «Молодец!». Такая оценка противоречит главной функции дневника – «запись для памяти». Еще хуже, когда такой дневник начинает работать против ребенка.
  • Худшее, что может быть, когда дневники становятся поводом столкнуть детей друг с другом. («Дженифер прочитала пять книги, а ты, Сара, за это время – всего две». «Чарльз за эти две недели не прочитал ни строчки, а вот у Джеймса в дневнике целых шесть книг!..)
  • Когда дети видят, что взрослый сам ведет читательский дневник, они с гораздо большим энтузиазмом принимаются за свои.

Автор публикации: Ольга Барабаш.

Источник: Год Литературы

Новости

Всебелорусское народное собрание –  гарант политической стабильности и суверенитета

30 Апр 2024

30 апреля в Национальной библиотеке Беларуси состоялся Единый день информирования на тему «Всебелорусское народное собрание – гарант политической стабильности и суверенитета».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Участвуйте в конкурсе #КВІТНЕЙРОДНАЯБЕЛАРУСЬ

30 Апр 2024

В канун 80-й годовщины освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков и Победы советского народа в Великой Отечественной войне отдел экскурсионно-методической работы Национальной библиотеки Беларуси / @excursion_nlb с 9 мая по 3 июля приглашает всех желающих принять участие в фотоконкурсе #КВІТНЕЙРОДНАЯБЕЛАРУСЬ.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Белорус Сергей Грицевец – первый в СССР  дважды Герой Советского Союза

30 Апр 2024

Звание Героя Советского Союза выдающемуся летчику-асу Сергею Ивановичу Грицевцу (1909–1939) было присвоено дважды: Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года «за выполнение специального задания правительства и интернационального долга» и Указом от 29 августа 1939 года «за образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий».

Проект «Имена Героев бессмертны»

Лекция-концерт «Антология национального хорового наследия»

26 Апр 2024

25 апреля в галерее «Лабиринт» состоялась заключительная в сезоне 2023–2024 гг. интерактивная лекция-концерт из цикла «Музычная спадчына Беларусі ў прасторы сучаснай культуры».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Дань памяти жизненному подвигу Героя Советского Союза Ивана Елисеевича Самбука

27 Апр 2024

24 апреля на базе ГУО «Средняя школа № 51 г. Минска» прошли тематические презентации «Ресурсы Национальной библиотеки Беларуси в помощь разработке части экспозиции музейного кабинета боевой и трудовой славы, посвящённой Герою Советского Союза Ивану Елисеевичу Самбуку» и «Герои Советского Союза, освобождавшие Беларусь: по страницам печатных документов и электронных ресурсов» в рамках цикла мероприятий «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемых Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям