ГлавнаяНовостиНовости библиотек
Детская комната приглашает на мероприятие
Школьников предлагают учить литературе по единому учебнику

По словам ученых, просмотр информации в Интернете ослабляет способность к вдумчивому чтению

По словам ученых, просмотр информации в Интернете ослабляет способность к вдумчивому чтению
Другие новости

По-видимому, у людей сейчас формируется "цифровой мозг" – новые цепи нейронов, отвечающие за чтение информации "по диагонали" в Интернете, повествует The Washington Post.


Этот альтернативный способ конкурирует с традиционными механизмами вдумчивого прочтения, сложившимися за несколько тысячелетий, поясняет журналист Майкл С. Розенуолд.

"Боюсь, что наша манера поверхностного чтения в течение рабочего дня влияет на нас, когда нам нужно более глубоко обрабатывать прочитанное", – говорит Марианн Вулф, когнитивный нейролог из Университета Тафтса, один из ведущих специалистов по механизмам чтения в мире.

Важно разобраться, чем именно различаются чтение в Сети и на бумаге. По некоторым сведениям, текст на бумаге легче усваивается. Звучат опасения, что у маленьких детей, которые легко управляются с электронными гаджетами, может забуксовать развитие навыков вдумчивого чтения.

"Головной мозг пластичен на всем протяжении своей жизни, – говорит Вулф. – Мозг постоянно адаптируется".

В прошлом году Вулф обнаружила, что ее мозг адаптировался не так, как бы ей хотелось. Просидев весь день в Интернете и просмотрев сотни электронных писем, она раскрыла "Игру в бисер" Германа Гессе – и обнаружила, что читать не может. "Пробраться через первую страницу – это была просто пытка. Я не могла заставить себя читать помедленнее – перепрыгивала через строчки, высматривала ключевые слова, организовывала движения моих глаз так, чтобы собрать максимум информации в максимальном темпе. Я возненавидела себя", – рассказывает Вулф.

Головной мозг изначально не был предназначен для чтения, но с появлением письменности адаптировался к этой задаче, поясняет автор. Пока не появился Интернет, чтение было преимущественно линейным – страница за страницей.

В Интернете все иначе. "Поскольку там повсюду масса информации, гиперссылок, видеозаписей рядом с текстом и интерактивных элементов, наш мозг ищет «короткие пути» – просматривает страницы по диагонали, вычленяет ключевые слова, быстро прокручивает текст вверх и вниз. Это нелинейное чтение", – говорится в статье.

Ученые полагают, что у некоторых людей нелинейный способ чтения вторгается и в другие сферы. Когда садишься почитать роман, оказывается, что в тебя уже глубоко въелись "привычки перепрыгивать, кликать, ходить по ссылкам", поясняет журналист Эндрю Диллон (Техасский университет). "Мы вступили в новую эру информационного поведения и начинаем наблюдать ее последствия", – добавляет он.

31-летний финансовый аналитик Брэндон Эмброз упустил из виду несколько ключевых сюжетных узлов прочитанного романа. Оказывается, он просеивал текст в поисках конкретных моментов, совсем как выискивает ключевые факты на работе. "Такое ощущение, что мы больше не созданы для чтения романов", – жалуется Эмброз.

47-летний Рамеш Куруп обнаружил, что ему вообще трудно читать длинные сложноподчиненные предложения в книгах Джордж Элиот, Пруста и т.п. В Интернете фразы обычно короче, а дополнительная информация содержится в гиперссылках, говорится в статье.

Вулф подтверждает: многие современные студенты в США не способны читать классику XIX–XX веков – "то ли не хотят, то ли не могут иметь дело со сложным синтаксисом и построением фраз".

Вулф сетует, что современные люди утрачивают сложный синтаксис, а ведь это "отражение наших запутанных мыслей". "Боюсь, мы утратим способность выражать сложные мысли или читать сложную прозу".

В 2012 году в Израиле был проведен эксперимент: студенты инженерного факультета должны были за ограниченное время прочесть один и тот же текст на мониторе и на бумаге. Студенты полагали, что лучше усваивают информацию с экрана, но оказалось, что с бумажным текстом понимание и изучение идет легче, сообщает корреспондент.

Ученые отмечают, что оба способа чтения имеют свои плюсы, и мозг в потенциале может освоить оба.

Вулф советует одновременно учить детей "медленному чтению" бумажных книг и погружать их в мир цифровой информации. Свой мозг она тоже тренирует: заставила себя все-таки прочесть "Игру в бисер". "Я потратила две недели, но к концу второй недели более-менее выздоровела и смогла получить удовольствие от чтения".

Источник: Сhtenie-21.ru

Новости

Главные в Беларуси – дети!

17 Май 2024

8 мая на базе ГУО «Средняя школа № 178 г. Минска имени Т.А. Лукьяновича» для учащихся 6–8 классов прошли презентация «Ресурсы Национальной библиотеки Беларуси о Великой Отечественной войне» и информационный час «Роль Героя Советского Союза Мамадали Топвалдыева в развитии партизанского движения на территории Беларуси» в рамках проекта «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы», реализуемого Национальной библиотекой Беларуси к 80-летию Великой Победы совместно с управлениями по образованию г. Минска.

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Пионерский Слет «БРПО – территория возможностей»

16 Май 2024

16 мая в Национальной библиотеке Беларуси накануне Дня пионерской дружбы состоялось праздничное открытие Республиканского пионерского Слета «БРПО – территория возможностей».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Вадим Гигин принял участие в «Central Asia – 2024»

16 Май 2024

16 мая в городе Джизак (Республика Узбекистан) начала свою работу XVII Международная конференция «Central Asia – 2024: интернет и информационно-библиотечные ресурсы в науке образовании, культуре и бизнесе».

Новости Национальной библиотеки Беларуси

Наследникам Великой Победы!

16 Май 2024

С 4 апреля по 8 мая в рамках реализации к 80-летию Великой Победы проекта Национальной библиотеки Беларуси «Постараемся же и мы быть достойными их Великой Победы» совместно с управлениями по образованию г. Минска проведено 50 библиографических уроков, 6 выездных презентаций ресурсов по патриотическому воспитанию, стартовала передвижная книжная выставка «Салют Вам Солдаты Победы!». Охват целевой аудитории – более 1 500 школьников.

Новости Национальной библиотеки Беларуси


Библиотекарям