Несвижский театр Радзивиллов, существовавший на протяжении почти 50 лет, является значительной страницей в истории театрального искусства Беларуси.
В XVII–XIX вв. Несвиж был одним из крупнейших культурных центров Европы. В первой половине XVIII в. к многочисленным праздникам, банкетам, охотам, живописным шествиям, военным парадам, играм, без которых невозможно представить жизнь магнатского рода Радзивиллов, присоединился и театр.
Увлечение тогдашнего владельца города князя Михала Казимира Радзивилла Рыбоньки и его жены Франциски Урсулы этим искусством началось в 1740 г., когда иноземной труппой в замке был поставлен первый спектакль. Потом постановки налаживались своими силами: на праздники, в честь важных гостей, во время различных семейных торжеств.
Михал Казимир Радзивилл Рыбонька
Наибольшего расцвета театр достиг после 1746 г., когда его возглавила Франциска Урсула – «несвижская Сапфо», как называли ее литературные критики за яркий поэтический дар. Княгиня сама писала пьесы и ставила спектакли. Почти ежегодно из-под ее пера появлялось по несколько новых драматических произведений, имевших поучительный смысл. Также в репертуаре были переведенные и переделанные Ф.У. Радзивилл произведения Ж. Б. Мольера, Вольтера, балеты, пантомимы. Спектакли ставились на польском, итальянском, немецком, французском языках.
В фондах Национальной библиотеки Беларуси хранится экземпляр оригинального издания 1754 г., в котором после смерти писательницы были собраны все ее произведения. Есть также несколько современных переизданий, в том числе «Камедыі і трагедыі» Ф.У. Радзивилл, представленное в электронном издании «Radziviliana: дакументальныя помнікі з фондаў Нацыянальнай бібліятэкі Беларусі». Узнать об этих документах можно и через электронный каталог НББ.
В 1747–1748 гг. архитектором К. Ждановичем для показа спектаклей было построено специальное здание («комедиенгауз»), стоявшее за замком на берегу искусственного водоема. Показы проходили не только летом, но и во время зимних праздников. Помещение театра имело богатые интерьеры, немало внимания уделялось также оригинальным декорациям и костюмам. В 1753 г. труппа пополнилась нанятыми квалифицированными исполнителями, были созданы музыкальная (с 1751 г.), вокальная (с 1751 г.) и балетная (с 1758 г.) школы, оркестр народных инструментов. В этот период театр приобрел широкую известность в Речи Посполитой, нередко выезжал со своими постановками за пределы Несвижа.
Очередной подъем Несвижского театра начался с 1777 г., когда из эмиграции вернулся король Станислав Радзивилл, сын Франциски Урсулы и Рыбоньки. Театр стал одним из его главных развлечений. Состоялась переориентация на западноевропейский репертуар и профессионализм зарубежных исполнителей. Несвижская труппа значительно пополнилась и состояла из итальянских певцов, белорусских крепостных музыкантов и танцоров. С 1786 г. театр стал работать нерегулярно и через несколько лет приостановил свое действие.
За годы своего существования театр Радзивиллов в Несвиже уверенно заявил о высоком уровне собственного искусства, создал свой оригинальный репертуар, стал первым профессиональным театром в истории Беларуси.
Фактографические сведения как о самом театре, так и о представителях рода Радзивиллов, имевших к нему отношение, представлены в базе данных «Беларусь в лицах и событиях» и Национальной базе данных авторитетных / нормативных записей.
Материал предоставлен научно-исследовательским отделом библиографии.