ГлавнаяБиблиотекарямНаучно-практические разработки и методические материалыМетодические рекомендации по организации нестационарного библиотечно-информационного обслуживания населения в Республике Беларусь

Методические рекомендации по организации нестационарного библиотечно-информационного обслуживания населения в Республике Беларусь

1. Настоящие рекомендации определяют порядок организации нестационарного библиотечно-информационного обслуживания населения Республики Беларусь.

2. Нестационарное библиотечно-информационное обслуживание (далее – нестационарное обслуживание) представляет собой обслуживание пользователей за пределами стационарной библиотеки и способствует предоставлению доступа пользователей к информационным ресурсам.

3. Целью нестационарного обслуживания является обеспечение равных условий доступа населения к библиотечно-информационным ресурсам и услугам.

4. Задачами нестационарного обслуживания является: обеспечение равных условий доступа к информационным ресурсам в соответствии с потребностями и интересами пользователей; расширение круга пользователей библиотеки; повышение доступности библиотечно-информационных услуг библиотеки.

5. Деятельность библиотек по организации нестационарного обслуживания регламентируется Кодексом Республики Беларусь о культуре (далее – Кодекс) и локальными правовыми актами библиотек республики.

6. Использование нестационарных форм обслуживания, согласно Кодексу, является нормой права на библиотечное, информационное и справочно-библиографическое обслуживание.

7. Нестационарные формы библиотечного обслуживания организуются на базе стационарной библиотеки. К формам нестационарного обслуживания относятся: библиотечные пункты, передвижные библиотеки (библиобусы), выездные читальные залы, книгоношество.

Библиотечный пункт – форма нестационарного обслуживания, территориально обособленное подразделение, организуемая по месту жительства, работы или учебы пользователей библиотеки;

Передвижная библиотека (библиобус) – форма нестационарного обслуживания – транспортное средство, специально оборудованное, укомплектованное фондом, меняющее свое нахождение с целью обслуживания территориально удаленных от стационарной библиотеки групп населения.

Выездной читальный зал – форма нестационарного библиотечного обслуживания населения, используемая для организации открытых просмотров литературы, прежде всего периодических изданий, в определенные дни и часы по месту работы, учебы или отдыха.

Книгоношество – форма нестационарного библиотечного обслуживания, заключающаяся в доставке книг из стационарной библиотеки или библиотечного пункта по месту жительства или работы читателя.

8. Выбор нестационарных форм библиотечного обслуживания зависит от состояния материально-технической базы учреждения, удаленности района (микрорайона) города, населенного пункта от стационарной библиотеки, состояния транспортной инфраструктуры.

Формы и объемы нестационарного обслуживания населения определяются в годовом плане стационарной библиотеки.

9. Основанием для организации нестационарного обслуживания жителей сельских населенных пунктов может являться отсутствие стационарной библиотеки или ее территориальная удаленность (свыше 3 км).

10. Организация нестационарных форм библиотечного обслуживания осуществляется местными органами власти, библиотеками, а также руководителями предприятий, организаций и учреждений, на базе которых организуется нестационарное обслуживание.

11. Финансирование нестационарных форм библиотечного обслуживания осуществляется за счет средств, предусмотренных на организацию деятельности стационарных библиотек.

12. Библиотекой, ответственной за осуществление нестационарного обслуживания в зависимости от формы обслуживания разрабатывается и утверждается положение о форме нестационарного библиотечного обслуживания (пункте выдачи, передвижной библиотеке (библиобусе), выездном читальном зале и т. п.), а также другие документы, необходимые для организации нестационарного обслуживания: соглашение, график работы, дневники (журналы) учета работы, планы, отчеты.

13. Нестационарное обслуживание в сельской местности осуществляет отдел обслуживания и информации или иной отдел, осуществляющий обслуживание пользователей, центральной библиотеки сети района или города.

14. Должностные обязанности работника библиотеки, осуществляющего нестационарное обслуживание, должны включать прием и выполнение заказов от пользователей, планирование, учет и отчетность, а также контроль за обновлением фонда, предназначенного для нестационарного обслуживания. Данные обязанности включаются в должностную инструкцию сотрудника.

15. Запись пользователей нестационарного обслуживания и выдача документов производится в соответствии с правилами пользования и учетными формами стационарной библиотеки.

16. Режим работы всех форм нестационарного обслуживания утверждается руководителем стационарной библиотеки и доводится до сведения обслуживаемых трудовых коллективов, жителей населенного пункта. Время работы определяется в установленные дни и часы, удобные для пользователей.

17. Библиотечный пункт организуется библиотекой на основании соглашения с организацией, а также в населенных пунктах, не имеющих стационарных библиотек, по согласованию с местными исполнительными и распорядительными органами власти.

Обслуживание библиотечного пункта осуществляет штатный работник стационарной библиотеки, как правило, несколько часов в день или неполную неделю.

Библиотечные пункты обслуживания публичной библиотеки рекомендуется располагать в шаговой доступности в наиболее удобных для жителей местах: вблизи транспортных развязок, магазинов, коммерческих или культурных центров.

18. Планирование работы по организации передвижной библиотеки (библиобуса) осуществляется на основе проведенного стационарной библиотекой мониторинга демографического состава населения, анализа потребностей и запросов пользователей.

На основе изучения необходимости, пожеланий и максимального охвата пользователей определяются маршруты выездов, места стоянок и продолжительность пребывания в каждом пункте.

Выезды передвижной библиотеки (библиобуса) осуществляются по разработанным маршрутам. Маршруты строятся согласно логистической целесообразности с длиной пути в среднем 50 км и средним количеством населенных пунктов – пять.

Время, необходимое для обслуживания населения и использования передвижной библиотеки (библиобуса), определяется спецификой маршрута (удаленность населенных пунктов и их количество; плотность населения; количество работников, задействованных в обслуживании; дорожные условия и другие).

Продолжительность стоянки зависит от плотности населения. Средняя продолжительность стоянки составляет 60 минут.

Стоянки и часы работы передвижной библиотеки (библиобуса) устанавливаются в наиболее удобное для пользователей время.

Стоянка организуется в местах наиболее активного посещения: вблизи остановочных пунктов, возле магазинов, образовательных учреждений, в местах проведения массовых мероприятий либо другом месте, доступном и удобном для посещения жителями населенных пунктов.

Для людей, не имеющих возможность посещать библиотеку по состоянию здоровья, библиотечные и информационные услуги оказываются по месту их нахождения: дома, в стационаре и т. д.

Транспортное средство, осуществляющее функции передвижной библиотеки (библиобуса), должно быть технически исправным в рамках прохождения государственного технического осмотра и иметь срок эксплуатации не более 10 лет с даты выпуска.

Фонд передвижной библиотеки (библиобуса) должен размещаться на специальных стеллажах, установленных с наклоном, чтобы не допускать падения книг при движении автомобиля. Угол с горизонталью должен составлять от 10 до 20 градусов в зависимости от места размещения. При отсутствии данного оборудования могут использоваться ящики и коробки, но только в случае обеспечения физической сохранности изданий фонда при транспортировке.

Передвижная библиотека (библиобус) должна быть оснащена следующими техническими средствами: персональным компьютером, копировальной техникой и принтером (многофункциональным устройством), а также обеспечивать выход в интернет.

По возможности в автомобиле должны быть организованы рабочие места для сотрудника и читателей.

График работы передвижной библиотеки (библиобуса) и ее маршруты утверждаются руководителем стационарной библиотеки.

19. Выездной читальный зал используется в целях продвижения книги и чтения среди детей, учащейся молодежи и взрослого населения путем организации передвижных книжных выставок, проведения информационно-просветительских и других мероприятий.

Выездной читальный зал организуется в учебных заведениях, учреждениях здравоохранения, организациях, летних оздоровительных лагерях, на открытых городских площадках и т.д.

Выездной читальный зал работает в определенные часы и дни недели, утвержденные руководителем стационарной библиотеки.

20. Книгоношество является одной из форм нестационарного обслуживания, с помощью которого обслуживаются жители, которые в силу ряда причин (болезнь, возраст и т.д.) не могут самостоятельно посещать библиотеку.

21. Для удовлетворения запросов пользователей всех форм нестационарного обслуживания используется фонд стационарных библиотек района/города.

22. Фонд нестационарных форм обслуживания формируется в соответствии с социально-демографическими характеристиками обслуживаемого населения и включает издания по основным отраслям знаний, художественную литературу. Производственная литература подбирается с учетом профессиональных потребностей пользователей.

23. Пользователям нестационарных форм обслуживания для удовлетворения их запросов предоставляются бесплатные и платные услуги в соответствии с утвержденным Перечнем услуг, предоставляемых пользователям стационарной библиотеки.

24. Информация о библиотечных ресурсах, правилах их использования, новых поступлениях, перечне всех видов бесплатных и платных услуг и др. доводится до пользователей нестационарных форм обслуживания в форме объявлений, плакатов, буклетов.

25. Учет и отчетность нестационарных форм обслуживания ведется в соответствии с установленными формами государственной статистической отчетности.

26. Учет работы по обслуживанию пользователей нестационарных форм обслуживания фиксируется в дневнике работы библиотеки, отражающем количество читателей, посещений, выдачи документов, социокультурных мероприятий.

27. Показатели обслуживания посредством нестационарных форм ежеквартально представляются в стационарную библиотеку для включения их в сводный отчет.

Библиотекарям