ГлавнаяБиблиотекарямНаучно-практические разработки и методические материалыРекомендации по методическому сопровождению деятельности публичных библиотек

Рекомендации по методическому сопровождению деятельности публичных библиотек

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Рекомендации по методическому сопровождению деятельности публичных библиотек (далее – Рекомендации) определяют порядок организации деятельности библиотек – координационных и методических центров, описывают основные составляющие методического сопровождения.

2. В Рекомендациях применяются следующие термины и определения:

  • библиотека – координационный и методический центр – библиотека, осуществляющая координацию и методическое сопровождение деятельности сети библиотек республики, области, района (города);
  • методическое сопровождение – система мероприятий, направленных на усовершенствование деятельности библиотек, повышение эффективности их работы на основе управления социальными и технологическими инновациями; включает в себя организационные, исследовательские и педагогические составляющие;
  • мониторинг – система постоянного наблюдения с целью сбора информации для оценки, анализа и прогноза количественных и качественных изменений в деятельности библиотек (библиотечных сетей).

3. В целях осуществления координации и методического сопровождения деятельности библиотек выделяются библиотеки – координационные и методические центры республиканского, областного, районного (городского) уровней.

3.1. Библиотекой – координационным и методическим центром республиканского уровня для сети публичных библиотек является Национальная библиотека Беларуси (далее – НББ), осуществляющая координацию и методическое сопровождение деятельности библиотек республики.

3.2. Библиотеками – координационными и методическими центрами областного уровня для сети публичных библиотек являются областные универсальные библиотеки, осуществляющие координацию и методическое сопровождение деятельности библиотек соответствующих областей:

  • в Брестской области – Брестская областная библиотека имени М. Горького;
  • в Витебской области – Витебская областная библиотека имени В.И. Ленина;
  • в Гомельской области – Гомельская областная универсальная библиотека имени В.И. Ленина;
  • в Гродненской области – Гродненская областная научная библиотека имени Е.Ф. Карского;
  • в Минской области – Минская областная библиотека имени А.С. Пушкина;
  • в Могилёвской области – Могилёвская областная библиотека имени В.И. Ленина.

3.3. Библиотеками – координационными и методическими центрами районного (городского) уровня для сети публичных библиотек являются центральные районные (городские) библиотеки, осуществляющие координацию и методическое сопровождение деятельности библиотек-филиалов района (города).

4. Работа по координации и методическому сопровождению деятельности библиотек регламентируется нормативными правовыми документами, перечисленными в Приложении 1 к Рекомендациям, закрепляется в уставе (положении) библиотеки – координационного и методического центра, осуществляется в соответствии с планами их работы, утвержденными в соответствующем порядке.

5. Методическое сопровождение включает:

  • научно-организационное обеспечение библиотечной деятельности, включающее участие в разработке и актуализации нормативных правовых документов, планово-отчетной и иной документации, регламентирующей деятельность сети публичных библиотек республики, области, района (города) и отдельно взятых библиотек;
  • научно-исследовательскую деятельность, направленную на поиск путей решения проблем, возникающих в библиотечной сфере и определение прогнозов развития библиотек;
  • мониторинг деятельности библиотек, направленный на анализ, количественных и качественных показателей работы, оценку и прогнозирование развития библиотечного дела республики, области, района (города);
  • профессионализацию библиотечных кадров, включающую организацию и проведение мероприятий по повышению квалификации (конференций, круглых столов, семинаров, мастер-классов, профессиональных конкурсов и др.), обеспечение библиотек печатными и электронными изданиями, разработками и рекомендациями, в том числе путем публикаций статей на страницах профессиональной печати, интернет-ресурсах и др.;
  • оказание консультативной помощи библиотекам по основным направлениям их деятельности.

ГЛАВА 2
НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6. Библиотеки – координационные и методические центры участвуют в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность библиотек; документов, определяющих стратегию развития библиотечного дела республики, области, района (города).

7. Библиотеки – координационные и методические центры осуществляют методическое сопровождение реализации государственных программ в области культуры, библиотечного дела и иных сфер.

8. С целью осуществления координации научно-методической деятельности библиотек составляются координационные планы научно-методической и исследовательской деятельности библиотек – координационных и методических центров, которые содержат основные мероприятия, запланированные ими в направлении методического сопровождения. Форма Координационного плана представлена в Приложении 2.

8.1. Для подготовки Координационного плана научно-методической и исследовательской деятельности библиотек – координационных и методических центров области ежегодно в сроки, определенные областными библиотеками, центральные районные (городские) библиотеки предоставляют им планы научно-исследовательской и научно-методической деятельности на следующий год.

8.2. Областные библиотеки ежегодно не позднее 21 декабря  предоставляют в Национальную библиотеку Беларуси Координационные планы научно-методической и исследовательской деятельности библиотек – координационных и методических центров области на следующий год для включения их в сводный Координационный план научно-методической и исследовательской деятельности библиотек – координационных и методических центров Республики Беларусь, который ежегодно публикуется на портале Национальной библиотеки Беларуси и в журнале «Бібліятэчны свет».

9. По итогам работы за год центральные библиотеки готовят отчеты о деятельности сети публичных библиотек района (города), которые передают в областные библиотеки для последующего обобщения и подготовки годовых обзоров деятельности библиотек области. Обзор деятельности библиотек области содержит анализ деятельности библиотек области по основным показателям и направлениям работы: научно-методическая деятельность, организация информационно-библиотечного и социокультурного обслуживания, формирование информационных ресурсов, материально-техническая база, кадровое обеспечение и др. (Приложение 3).

9.1. Обзоры деятельности публичных библиотек областей областные библиотеки передают в Национальную библиотеку Беларуси ежегодно в печатном или электронном виде для дальнейшего обобщения и подготовки аналитических документов.

9.2. Один раз в пять лет Национальная библиотека Беларуси готовит обзор деятельности публичных библиотек Республики Беларусь за пять лет.

ГЛАВА 3
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

10. Библиотеки – координационные и методические центры организуют и проводят научные исследования по актуальным вопросам библиотечного дела.

11. НББ является научным учреждением по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, осуществляет научно-исследовательскую работу на республиканском и локальном уровнях по приоритетным направлениям библиотечной отрасли.

12. Библиотеки – координационные и методические центры областного уровня являются центрами научно-исследовательской работы в регионе, которые самостоятельно или совместно с другими библиотеками региона участвуют в централизованных научных исследованиях по различным направлениям деятельности библиотек, проводят локальные научные исследования, внедряют в практику деятельности библиотек региона результаты научных исследований.

13. По масштабу решаемых задач научные исследования могут быть республиканского, областного, районного (городского), локального (относящиеся к деятельности конкретной библиотеки) уровня.

14. Научные исследования в библиотеках могут носить теоретический и прикладной (эмпирический) характер. Они способствуют решению как глобальных, концептуальных проблем, так и локальных, внутрибиблиотечных, помогают разобраться в закономерностях функционирования библиотеки как социального института, спрогнозировать его дальнейшее развитие.

15. При подготовке и проведении исследования выделяют несколько этапов:

  • подготовительный этап, на котором уточняется тема, составляется программа исследования, определяются методы проведения исследования, определяется выборка (при использовании социологических методов), разрабатывается инструментарий, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, связанные с материально-техническим оснащением исследования;
  • пилотажное исследование, предназначенное для проверки качества подготовленного инструментария. В ходе пилотажа проверке подвергаются все элементы будущего основного исследования: уточняется и корректируется инструментарий;
  • полевой этап, на котором осуществляется сбор материалов (первичной информации) о той проблеме, которая является предметом исследования;
  • подготовка и обработка информации – обобщение первичной информации, превращение ее в форму, удобную для последующего анализа;
  • анализ информации и подготовка итоговых документов, в ходе которого делаются выводы о подтверждении или опровержении гипотез, выявляются социальные связи, тенденции, противоречия, парадоксы, а, возможно, и новые проблемы. На этом этапе оформляются результаты исследования. В качестве итоговых документов исследований выступают отчеты о научно-исследовательской работе, оформленные в соответствии с требованиями стандарта к оформлению научных работ (ГОСТ 7.32-2017. СИБИД. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления).

16. Результаты исследований доводятся до сведения учредителей библиотек с целью дальнейшего принятия ими управленческих решений по изучаемой проблеме, а также до работников библиотек и широкой общественности путем выступлений с докладами на профессиональных мероприятиях, публикации статей в периодических и непериодических печатных изданиях, интернет-ресурсах, выпуска отдельных изданий.

17. Результаты исследований внедряются в практику работы библиотек (научные прогнозы, модели, типовые документы, методические рекомендации и др.).

ГЛАВА 4
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК

18. Библиотеки – координационные и методические центры в рамках своей компетенции ежегодно осуществляют анализ состояния библиотек и библиотечного дела республики, области, района, города с целью оценки состояния сети, качества библиотечного обслуживания, изучения состава, структуры и использования фондов, материально-технической базы, темпов информатизации, состояния кадровых ресурсов, динамики основных показателей деятельности и др.

19. Основным источником информации для анализа и оценки являются сведения отраслевого интегрированного банка данных учреждений культуры (ИБД ПИК-У), представляющего единый источник официальной статистической информации о деятельности отрасли.

19.1. Библиотеки – координационные и методические центры районного (городского) уровня осуществляют сбор и обобщение статистических данных о деятельности библиотек-филиалов района (города) и передают сведения в областную интегрированную базу данных в соответствии с принятой в области технологией. Порядок предоставления первичных статистических данных библиотеками-филиалами определяют библиотеки – координационные и методические центры районного (городского) уровня.

19.2. На республиканском уровне сбором и обобщением статистической информации о деятельности учреждений культуры занимается Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», который ежеквартально передает обобщенные данные по публичным библиотекам в Национальную библиотеку Беларуси.

20. Библиотеки – координационные и методические центры ежегодно осуществляют мониторинг деятельности библиотек республики, области, района (города) по показателям, не входящим в государственную статистику, отражающим функционирование библиотек по отдельным направлениям:

  • деятельность объединенных публичных и школьных библиотек, расположенных в сельской местности (Форма статистического наблюдения – в Приложении 4);
  • деятельность детских библиотек (Форма статистического наблюдения – в Приложении 5);
  • деятельность публичных библиотек по обслуживанию незрячих и слабовидящих пользователей (Форма статистического наблюдения – в Приложении 6);
  • деятельность публичных центров правовой информации (Форма статистического наблюдения – в Приложении 7);
  • работа библиобусов (Форма статистического наблюдения – в Приложении 8);
  • формирование списка социально-значимых изданий (Приложение 9).

20.1. Направления деятельности библиотек, подлежащих мониторингу, могут изменяться по мере развития библиотечной сферы.

20.2. Результаты мониторинга деятельности библиотек района (города) центральные библиотеки предоставляют в областные библиотеки в сроки, определенные областными библиотеками, для обобщения и передачи в Национальную библиотеку Беларуси.

20.3. Сроки подачи информации в Национальную библиотеку Беларуси:

  • деятельность объединенных публичных и школьных библиотек, расположенных в сельской местности ­– два раз в год не позднее 31 января и 15 июля текущего года, а также по запросу;
  • деятельность детских библиотек – один раз в год не позднее 31 января текущего года, а также по запросу;
  • деятельность публичных библиотек по обслуживанию незрячих и слабовидящих пользователей ­– два раз в год не позднее 31 января и 15 июля текущего года, а также по запросу;
  • деятельность публичных центров правовой информации – один раз в год не позднее 31 января текущего года, а также по запросу;
  • работа библиобусов – один раз в год не позднее 31 января текущего года, а также по запросу;
  • формирование списка социально значимых изданий – один раз в год не позднее 1 августа текущего года, а также по запросу.

21. На основе результатов мониторинга библиотеки – координационные и методические центры готовят аналитические, организационные, статистические материалы и документы о состоянии библиотечного дела республики, области, района (города), вырабатывают концепции развития библиотечного дела, предложения и рекомендации по различным направлениям библиотечной деятельности.

22. Результаты мониторинга доводятся до органов государственного и местного управления для принятия управленческих решений.

ГЛАВА 5
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ

23. Библиотеки – координационные и методические центры содействуют повышению квалификации библиотечных кадров путем:

  • сотрудничества с учреждением образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств» по вопросам повышения квалификации и переподготовки кадров;
  • организации профессиональных конкурсов, которые не только стимулируют библиотеки к новым достижениям, аккумулируя лучшие наработки, но и являются площадкой для обмена опытом;
  • организации профессиональных мероприятий, направленных на удовлетворение познавательных потребностей руководителей и специалистов библиотек по различным направлениям деятельности.

24. Библиотеки – координационные и методические центры используют различные формы профессиональных мероприятий: конференции, семинары, круглые столы, тренинги, практикумы, творческие лаборатории, мастер-классы, школы и др.

24.1. Мероприятия могут проходить как в традиционном, так и в электронном формате (вебинары, видеоконференции и др.).

24.2. При организации профессиональных мероприятий используется дифференцированный подход ориентируясь на потребности различных категорий руководителей и специалистов библиотек.

25. Библиотеки – координационные и методические центры осуществляют подготовку и опубликование материалов методического характера, в которых находят отражения результаты научно-исследовательской деятельности, методического мониторинга, анализа и экспертной оценки деятельности библиотек, консультативной и практической помощи, профессионализации библиотечных кадров и др.

25.1. Опубликование материалов производится посредством выпуска отдельных изданий, статей в профессиональной периодике Республики Беларусь и зарубежных стран, а также на сайтах библиотек – методических центров.

ГЛАВА 6
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАМ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

26. Библиотеки – координационные и методические центры оказывают консультативную помощь библиотекам республики, области, района (города) по актуальным вопросам библиотечной деятельности посредством:

  • консультаций: индивидуальных и групповых, письменных и устных;
  • выездов и посещений библиотек на местах.

27. Для методического сопровождения отдельных направлений деятельности библиотеки – координационные и методические центры определяют кураторов из числа наиболее компетентных работников.

27.1. Информация о кураторах и их контактные данные размещаются на сайте библиотеки – координационного и методического центра в разделе, адресованном специалистам библиотек.

27.2. С целью оказания консультативной помощи на местах кураторы ежегодно посещают библиотеки и анализируют организацию работы в них. Основные требования к организации работы публичных библиотек представлены в Приложении 10.

ГЛАВА 7
УЧЕТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК – КООРДИНАЦИОННЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ

28. Научно-методическая деятельность библиотек – координационных и методических центров подлежит учету.

29. Учет результатов научно-методической деятельности осуществляется по следующим показателям:

  • количество подготовленных аналитических, организационных, статистических материалов и документов (отчетов, справок, аналитических записок, обзоров, статистических таблиц, планов и др.);
  • количество методических выездов в библиотеки;
  • количество методических консультаций;
  • количество профессиональных мероприятий (лекций, семинаров, круглых столов, мастер-классов, совещаний, практикумов, школ и др.);
  • количество публикаций.

30. Результаты учета научно-методической деятельности отражаются в отчетах деятельности библиотек – координационных и методических центров за период.

Библиотекарям