ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Рекомендации по методическому сопровождению деятельности публичных библиотек (далее – Рекомендации) определяют порядок организации деятельности библиотек – координационных и методических центров, описывают основные составляющие методического сопровождения.
2. В Рекомендациях применяются следующие термины и определения:
3. В целях осуществления координации и методического сопровождения деятельности библиотек выделяются библиотеки – координационные и методические центры республиканского, областного, районного (городского) уровней.
3.1. Библиотекой – координационным и методическим центром республиканского уровня для сети публичных библиотек является Национальная библиотека Беларуси (далее – НББ), осуществляющая координацию и методическое сопровождение деятельности библиотек республики.
3.2. Библиотеками – координационными и методическими центрами областного уровня для сети публичных библиотек являются областные универсальные библиотеки, осуществляющие координацию и методическое сопровождение деятельности библиотек соответствующих областей:
3.3. Библиотеками – координационными и методическими центрами районного (городского) уровня для сети публичных библиотек являются центральные районные (городские) библиотеки, осуществляющие координацию и методическое сопровождение деятельности библиотек-филиалов района (города).
4. Работа по координации и методическому сопровождению деятельности библиотек регламентируется нормативными правовыми документами, перечисленными в Приложении 1 к Рекомендациям, закрепляется в уставе (положении) библиотеки – координационного и методического центра, осуществляется в соответствии с планами их работы, утвержденными в соответствующем порядке.
5. Методическое сопровождение включает:
ГЛАВА 2
НАУЧНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6. Библиотеки – координационные и методические центры участвуют в разработке нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность библиотек; документов, определяющих стратегию развития библиотечного дела республики, области, района (города).
7. Библиотеки – координационные и методические центры осуществляют методическое сопровождение реализации государственных программ в области культуры, библиотечного дела и иных сфер.
8. С целью осуществления координации научно-методической деятельности библиотек составляются координационные планы научно-методической и исследовательской деятельности библиотек – координационных и методических центров, которые содержат основные мероприятия, запланированные ими в направлении методического сопровождения. Форма Координационного плана представлена в Приложении 2.
8.1. Для подготовки Координационного плана научно-методической и исследовательской деятельности библиотек – координационных и методических центров области ежегодно в сроки, определенные областными библиотеками, центральные районные (городские) библиотеки предоставляют им планы научно-исследовательской и научно-методической деятельности на следующий год.
8.2. Областные библиотеки ежегодно не позднее 21 декабря предоставляют в Национальную библиотеку Беларуси Координационные планы научно-методической и исследовательской деятельности библиотек – координационных и методических центров области на следующий год для включения их в сводный Координационный план научно-методической и исследовательской деятельности библиотек – координационных и методических центров Республики Беларусь, который ежегодно публикуется на портале Национальной библиотеки Беларуси и в журнале «Бібліятэчны свет».
9. По итогам работы за год центральные библиотеки готовят отчеты о деятельности сети публичных библиотек района (города), которые передают в областные библиотеки для последующего обобщения и подготовки годовых обзоров деятельности библиотек области. Обзор деятельности библиотек области содержит анализ деятельности библиотек области по основным показателям и направлениям работы: научно-методическая деятельность, организация информационно-библиотечного и социокультурного обслуживания, формирование информационных ресурсов, материально-техническая база, кадровое обеспечение и др. (Приложение 3).
9.1. Обзоры деятельности публичных библиотек областей областные библиотеки передают в Национальную библиотеку Беларуси ежегодно в печатном или электронном виде для дальнейшего обобщения и подготовки аналитических документов.
9.2. Один раз в пять лет Национальная библиотека Беларуси готовит обзор деятельности публичных библиотек Республики Беларусь за пять лет.
ГЛАВА 3
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
10. Библиотеки – координационные и методические центры организуют и проводят научные исследования по актуальным вопросам библиотечного дела.
11. НББ является научным учреждением по библиотековедению, библиографоведению и книговедению, осуществляет научно-исследовательскую работу на республиканском и локальном уровнях по приоритетным направлениям библиотечной отрасли.
12. Библиотеки – координационные и методические центры областного уровня являются центрами научно-исследовательской работы в регионе, которые самостоятельно или совместно с другими библиотеками региона участвуют в централизованных научных исследованиях по различным направлениям деятельности библиотек, проводят локальные научные исследования, внедряют в практику деятельности библиотек региона результаты научных исследований.
13. По масштабу решаемых задач научные исследования могут быть республиканского, областного, районного (городского), локального (относящиеся к деятельности конкретной библиотеки) уровня.
14. Научные исследования в библиотеках могут носить теоретический и прикладной (эмпирический) характер. Они способствуют решению как глобальных, концептуальных проблем, так и локальных, внутрибиблиотечных, помогают разобраться в закономерностях функционирования библиотеки как социального института, спрогнозировать его дальнейшее развитие.
15. При подготовке и проведении исследования выделяют несколько этапов:
16. Результаты исследований доводятся до сведения учредителей библиотек с целью дальнейшего принятия ими управленческих решений по изучаемой проблеме, а также до работников библиотек и широкой общественности путем выступлений с докладами на профессиональных мероприятиях, публикации статей в периодических и непериодических печатных изданиях, интернет-ресурсах, выпуска отдельных изданий.
17. Результаты исследований внедряются в практику работы библиотек (научные прогнозы, модели, типовые документы, методические рекомендации и др.).
ГЛАВА 4
МОНИТОРИНГ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
18. Библиотеки – координационные и методические центры в рамках своей компетенции ежегодно осуществляют анализ состояния библиотек и библиотечного дела республики, области, района, города с целью оценки состояния сети, качества библиотечного обслуживания, изучения состава, структуры и использования фондов, материально-технической базы, темпов информатизации, состояния кадровых ресурсов, динамики основных показателей деятельности и др.
19. Основным источником информации для анализа и оценки являются сведения отраслевого интегрированного банка данных учреждений культуры (ИБД ПИК-У), представляющего единый источник официальной статистической информации о деятельности отрасли.
19.1. Библиотеки – координационные и методические центры районного (городского) уровня осуществляют сбор и обобщение статистических данных о деятельности библиотек-филиалов района (города) и передают сведения в областную интегрированную базу данных в соответствии с принятой в области технологией. Порядок предоставления первичных статистических данных библиотеками-филиалами определяют библиотеки – координационные и методические центры районного (городского) уровня.
19.2. На республиканском уровне сбором и обобщением статистической информации о деятельности учреждений культуры занимается Институт повышения квалификации и переподготовки кадров учреждения образования «Белорусский государственный университет культуры и искусств», который ежеквартально передает обобщенные данные по публичным библиотекам в Национальную библиотеку Беларуси.
20. Библиотеки – координационные и методические центры ежегодно осуществляют мониторинг деятельности библиотек республики, области, района (города) по показателям, не входящим в государственную статистику, отражающим функционирование библиотек по отдельным направлениям:
20.1. Направления деятельности библиотек, подлежащих мониторингу, могут изменяться по мере развития библиотечной сферы.
20.2. Результаты мониторинга деятельности библиотек района (города) центральные библиотеки предоставляют в областные библиотеки в сроки, определенные областными библиотеками, для обобщения и передачи в Национальную библиотеку Беларуси.
20.3. Сроки подачи информации в Национальную библиотеку Беларуси:
21. На основе результатов мониторинга библиотеки – координационные и методические центры готовят аналитические, организационные, статистические материалы и документы о состоянии библиотечного дела республики, области, района (города), вырабатывают концепции развития библиотечного дела, предложения и рекомендации по различным направлениям библиотечной деятельности.
22. Результаты мониторинга доводятся до органов государственного и местного управления для принятия управленческих решений.
ГЛАВА 5
ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ КАДРОВ
23. Библиотеки – координационные и методические центры содействуют повышению квалификации библиотечных кадров путем:
24. Библиотеки – координационные и методические центры используют различные формы профессиональных мероприятий: конференции, семинары, круглые столы, тренинги, практикумы, творческие лаборатории, мастер-классы, школы и др.
24.1. Мероприятия могут проходить как в традиционном, так и в электронном формате (вебинары, видеоконференции и др.).
24.2. При организации профессиональных мероприятий используется дифференцированный подход ориентируясь на потребности различных категорий руководителей и специалистов библиотек.
25. Библиотеки – координационные и методические центры осуществляют подготовку и опубликование материалов методического характера, в которых находят отражения результаты научно-исследовательской деятельности, методического мониторинга, анализа и экспертной оценки деятельности библиотек, консультативной и практической помощи, профессионализации библиотечных кадров и др.
25.1. Опубликование материалов производится посредством выпуска отдельных изданий, статей в профессиональной периодике Республики Беларусь и зарубежных стран, а также на сайтах библиотек – методических центров.
ГЛАВА 6
КОНСУЛЬТАТИВНАЯ ПОМОЩЬ БИБЛИОТЕКАМ ПО ОСНОВНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
26. Библиотеки – координационные и методические центры оказывают консультативную помощь библиотекам республики, области, района (города) по актуальным вопросам библиотечной деятельности посредством:
27. Для методического сопровождения отдельных направлений деятельности библиотеки – координационные и методические центры определяют кураторов из числа наиболее компетентных работников.
27.1. Информация о кураторах и их контактные данные размещаются на сайте библиотеки – координационного и методического центра в разделе, адресованном специалистам библиотек.
27.2. С целью оказания консультативной помощи на местах кураторы ежегодно посещают библиотеки и анализируют организацию работы в них. Основные требования к организации работы публичных библиотек представлены в Приложении 10.
ГЛАВА 7
УЧЕТ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК – КООРДИНАЦИОННЫХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ
28. Научно-методическая деятельность библиотек – координационных и методических центров подлежит учету.
29. Учет результатов научно-методической деятельности осуществляется по следующим показателям:
30. Результаты учета научно-методической деятельности отражаются в отчетах деятельности библиотек – координационных и методических центров за период.