ГЛАВА 1.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Порядок обслуживания пользователей индивидуального абонемента (далее – Порядок) разработан в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре, Законом Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-3 «Об авторском праве и смежных правах», Правилами пользования Национальной библиотекой Беларуси, Инструкцией по учету и сохранности фондов Национальной библиотеки Беларуси, Правилами копирования информации государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси» и определяет условия обслуживания пользователей индивидуального абонемента (далее – ИА) государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси» (далее – Библиотека).
2. Работа ИА направлена на удовлетворение научных, производственных и просветительских запросов пользователей.
3. Услугами ИА имеют право пользоваться читатели Библиотеки, зарегистрированные и проживающие в г. Минске.
3.1. По ИА обслуживаются следующие категории пользователей:
4. В рамках обслуживания по ИА выполняются услуги по выдаче оригиналов документов из фондов Библиотеки во временное пользование, обеспечению доступа к электронным ресурсам Библиотеки, а также дополнительные услуги: ксерокопирование, сканирование фрагментов документов, экспорт электронной информации на разные виды носителей.
5. Обслуживание ИА осуществляется платно (за исключением доступа к электронным ресурсам Библиотеки) согласно Прейскуранту платных услуг, оказываемых государственным учреждением «Национальная библиотека Беларуси» (далее – Прейскурант).*
6. Обслуживание пользователей ИА осуществляет отдел библиотечного обслуживания (далее – отдел).
7. ИА работает в следующем режиме:
Понедельник, вторник, среда, четверг – с 10ºº до 19ºº.
Пятница – с 10ºº до 18ºº.
Суббота, воскресенье – выходные дни.
7.1. С 1 июня по 31 августа (летний период):
Понедельник, вторник, среда, четверг – с 10ºº до 18ºº.
Пятница – с 10ºº до 17ºº.
Суббота, воскресенье – выходные дни.
ГЛАВА 2.
ЗАПИСЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
8. Основанием для записи пользователей является диплом (копия) о присвоении степени кандидата или доктора наук; для читателей Библиотеки, не имеющих ученой степени кандидата или доктора наук, – ходатайство с места работы или учебы с обоснованием цели или темы научного исследования, билет читателя Библиотеки.
9. При регистрации пользователю необходимо ознакомиться с данным Порядком, заполнить регистрационную форму.
ГЛАВА 3.
ЗАКАЗ И ВЫДАЧА ДОКУМЕНТОВ
10. Заказ документов осуществляется в автоматизированном режиме с любого автоматизированного рабочего места Библиотеки через электронный каталог, а также через интернет-портал Библиотеки.
11. Время выполнения заказов составляет 30 минут.
12. Забронированные (заказанные) документы находятся в читальном зале отдела в течение 3-х дней со дня заказа. Невостребованные документы направляются в фондохранилище.
13. Документы из закрытой части подсобного фонда отдела выдаются дежурным библиотекарем без предыдущего заказа по устному запросу пользователя.
14. Документами из открытой части подсобного фонда можно пользоваться самостоятельно, не нарушая систему их расстановки на полках. Документы выдаются при предъявлении билета читателя на кафедре выдачи в читальном зале отдела.
15. Выданные документы сопровождаются пропуском определенного образца, который необходимо предъявить сотруднику службы безопасности и режима при выходе из Библиотеки.
16. Срок пользования документами составляет 30 дней. Документы повышенного спроса выдаются на более краткий срок (от 3-х до 10-ти дней). **
17. Прием заказов прекращается за 30 минут до закрытия читального зала отдела.
18. По ИА не выдаются:
ГЛАВА 4.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ЭЛЕКТРОННЫМ РЕСУРСАМ
19. Электронные информационные ресурсы Библиотеки доступны с любого автоматизированного рабочего места пользователя.
20. Доступ к интернет-ресурсам предоставляется исключительно в научных и образовательных целях.
21. Право доступа к интернет-ресурсам дает читательский билет, который пользователю необходимо передать дежурному библиотекарю на кафедре выдачи ИА до начала работы в интернете.
22. Для обработки информации пользователь имеет возможность работать с текстовыми редакторами «Wordpad» и «Блокнот». Чтобы избежать потери информации при работе с текстовым документом, рекомендуется выполнять промежуточное сохранение файла.
23. При работе с электронными ресурсами недопустимо выполнять системные процедуры в компьютерной сети, переустанавливать программные средства.
24. Сохранение электронной информации разрешается выполнять только через папку «Портфель» автоматизированного рабочего места пользователя (далее – папка «Портфель») в соответствии с Инструкцией по сохранению электронной информации.
ГЛАВА 5.
ВЫПОЛНЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
25. Пользователям ИА предоставляются дополнительные услуги по ксерокопированию и сканированию фрагментов документов из фондов Библиотеки, экспорту электронной информации на разные виды носителей согласно Прейскуранту. Ксерокопирование и сканирование осуществляется согласно Закону Республики Беларусь «Об авторском и смежном правах».
26. В читальном зале отдела по заказам пользователей осуществляется ксерокопирование объемом до 40 страниц из документов Библиотеки. Ксерокопия свыше определенного объема выполняется в пунктах копирования.
27. В читальном зале отдела по заказам пользователей осуществляется сканирование объемом до 10 страниц из документов Библиотеки.*** Сканирование свыше определенного объема осуществляется по предварительному заказу.
28. Предварительный заказ на сканирование оформляется у дежурного библиотекаря. Пользователю необходимо заполнить специальный бланк, оплатить заказ, предоставить чистый электронный носитель или указать адрес электронной почты, на который будет отправлена цифровая копия. Срок выполнения заказов составляет от 1 до 3 рабочих дней.
29. Для выполнения запроса на копирование информации из папки «Портфель» пользователь должен сообщить библиотекарю номер автоматизированного рабочего места и имя созданного файла.
30. Для копирования электронной информации рекомендуется предоставлять чистый электронный носитель. Экспорт информации осуществляется только после проверок носителя на наличие вредоносных программ (во время проверки файлы, содержащие вредоносный код, могут быть автоматически удалены системой). На носители, которые невозможно очистить от вредоносных программ, копирование электронной информации не выполняется.
ГЛАВА 6.
ОПЛАТА ЗАКАЗОВ
31. Оплата услуг по выдаче документов в рамках обслуживания ИА осуществляется за каждые сутки пользования, независимо от времени выдачи.
32. Оплата проводится пользователем в пунктах приема оплаты за услуги в пределах Библиотеки.
33. В случае досрочного возврата документов денежные средства не возвращаются.
ГЛАВА 7.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
34. Пользователи имеют право:
34.1. получать по ИА оригиналы документов с учетом п. 19 данного Порядка, копии фрагментов документов из фондов Библиотеки;
34.2. получать необходимую справочно-библиографическую помощь по использованию информационных ресурсов Библиотеки;
34.3. однократно продлять срок пользования документами, в случае отсутствия спроса на них у пользователей Библиотеки;
34.4. отказываться от заказа при посещении читального зала отдела или по телефону;
35. Пользователи обязаны:
35.1. обеспечивать сохранность документов, полученных во временное пользование;
35.2. сообщать дежурному библиотекарю о наличии дефектов при получении документов;
35.3. в случае утери или повреждения документов заменять их идентичными либо равноценными
35.4. не нарушать сроки пользования документами
35.4.1. в случае отъезда из г. Минска на длительный срок или по другим социально-бытовым обстоятельствам возвращать все документы в библиотеку, при необходимости осуществлять доплату (денежный расчет) согласно п. 6 данного Порядка;
35.4.2. при возврате документов в срок, превышающий ранее оплаченный, оплачивать задолженность согласно п. 6 данного Порядка;
35.5. проходить перерегистрацию 1 раз в 5 лет в соответствии с «Порядком проведения перерегистрации для читателей Национальной библиотеки Беларуси»;
35.6. не передавать право пользования и полученные документы другим лицам;
35.7. использовать полученные документы и копии только в образовательных и исследовательских целях.
ГЛАВА 8.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ
36. Библиотека вправе:
36.1. вносить изменения в данный Порядок;
36.2. вводить ограничения по срокам пользования документами, выдаче оригиналов;
36.3. копировать документы в целях обеспечения сохранности фондов;
36.4. прекратить обслуживание пользователя при нарушении положений данного Порядка;
36.5. закрывать абонемент пользователю при повторном нарушении положений данного Порядка;
37. Библиотека обязана:
37.1. осуществлять качественное обслуживание пользователей по предоставлению оригиналов документов и дополнительных услуг, помимо случаев, предусмотренных п. 19 данного Порядка;
37.2. обеспечивать консультационную и справочно-библиографическую поддержку заказов пользователей;
37.3. сообщать пользователям об изменениях в Порядке и режиме обслуживания.
Вопросы по обслуживанию пользователей, не урегулированные данным Порядком, решаются индивидуально путем обращения пользователя к заведующему отделом библиотечного обслуживания и заместителю генерального директора – директору по информационным ресурсам и обслуживанию пользователей.
*Сотрудники Библиотеки и сотрудники, уволенные в связи с выходом на пенсию, чей трудовой стаж в Библиотеке составляет не менее 7 лет, обслуживаются бесплатно (кроме дополнительных услуг).
**В каждом отдельном случае решается дежурным библиотекарем.
***Сканирование осуществляется в часы работы сектора межбиблиотечного абонемента.