Определение поля
Поле содержит информацию об инструментах и/или голосах, устройствах и других исполнителях музыкального произведения.
Наличие
Факультативное.
Повторяется.
Индикаторы
Индикатор 1: Индикатор аранжировки
Индикатор показывает, относится ли информация в поле к оригиниальному варианту исполнения произведения или к аранжировке.
0 – Оригинальная композиция
1 – Аранжировка
Индикатор 2: Индикатор альтернативного средства исполнения
Индикатор показывает, относится ли информация в поле к средству исполнения, которое может использоваться вместо иного средства, описанного в другом вхождении поля 146.
# – Не применяется
1 – Альтернативное средство исполнения
Подполя
$a |
Тип средства исполнения a – вокальная музыка без инструментального сопровождения (а капелла) |
$b |
Инструмент / голос – соло Элементы данных фиксированной длины подполя $b: |
Наименование элемента данных
|
Количество символов
|
Позиции символов
|
Количество инструментов или голосов
|
2 (с начальным нулем)
|
0–1
|
Тип инструмента или голоса
|
3 (см. Перечень кодов А)
|
2–4
|
Другая информация
|
4 (см. Перечень кодов B–C)
|
5–8
|
$c |
Инструмент / голос (не соло), дирижер, другой исполнитель или средство исполнения, не входящие в ансамбль, записанный в подполе $d Элементы данных фиксированной длины подполя $c: |
Наименование элемента данных
|
Количество символов
|
Позиции символов
|
Количество инструментов или голосов
|
2 (с начальным нулем)
|
0–1
|
Тип инструмента или голоса
|
3 (см. Перечень кодов A)
|
2–4
|
Другая информация
|
4 (см. Перечни кодов B–C)
|
5–8
|
$d |
Вокальный или инструментальный ансамбль (хор, оркестр или камерный ансамбль) Каждое вхождение подполя содержит девятисимвольный код, обозначающий тип вокального / инструментального ансамбля, общее количество ансамблей указанного типа, количество партий этого ансамбля и другую релевантную информацию. Элементы данных фиксированной длины подполя $d: |
Наименование элемента данных
|
Количество символов
|
Позиции символов
|
Количество ансамблей
|
2 (с начальным нулем)
|
0–1
|
Тип ансамбля
|
3 (см. Перечень кодов A)
|
2–4
|
Количество партий в ансамбле
|
2 (с начальным нулем)
|
5–6
|
Другая информация
|
2 (см. Перечни кодов В–С)
|
7–8
|
$e |
Инструмент / голос (не соло), дирижер, другой исполнитель или средство исполнения, входящие в ансамбль, записанный в предшествующем вхождении подполя $d Элементы данных фиксированной длины подполя $е: |
Наименование элемента данных
|
Количество символов
|
Позиции символов
|
Количество инструментов или голосов
|
2 (с начальным нулем)
|
0–1
|
Тип инструмента или голоса
|
3 (см. Перечень кодов A)
|
2–4
|
Другая информация
|
4 (см. Перечни кодов В–С)
|
5–8
|
$f |
Инструмент, тип которого указан в предшествующем вхождении подполя $c или $e Каждое вхождение подполя содержит девятисимвольный код, обозначающий инструмент, информация о котором записана в предшествующем вхождении подполя $c или $e в обобщенном виде (например, электронные клавишные инструменты или ударные инструменты); количество инструментов указанного типа, и другую релевантную информацию. Элементы данных фиксированной длины подполя $f: |
Наименование элемента данных
|
Количество символов
|
Позиции символов
|
Количество инструментов
|
2 (с начальным нулем)
|
0–1
|
Тип инструмента
|
3 (см. Перечень кодов A)
|
2–4
|
Другая информация
|
4 (см. Перечни кодов В–С)
|
5–8
|
$h |
Количество партий Элементы данных фиксированной длины подполя $h: |
Наименование элемента данных
|
Количество символов
|
Позиции символов
|
Количество партий
|
3 (с начальным нулем)
|
0–2
|
Тип партии
|
1 (см. Перечень кодов D)
|
3
|
$i |
Количество исполнителей Элементы фиксированной длины подполя $i: |
Наименование элемента данных
|
Количество символов
|
Позиции символов
|
Количество исполнителей
|
3 (с начальным нулем)
|
0–2
|
Тип партии
|
1 (см. Перечень кодов D)
|
3
|
Примечания о содержании поля
Информация в поле может представляться с различной степенью подробности в зависимости от практики библиографирующего учреждения и наличия данных (например, менее подробное описание при отсутствии данных для звукозаписи). Могут указываться все или не все инструменты в составе оркестра (примеры 5, 6, 9). Наиболее распространенный пример недетализированного представления информации – ударные инструменты в ансамбле: иногда только тщательный анализ партитуры позволяет выявить все инструменты; в таких случаях их обозначение в поле, вероятнее всего, будет ограничено только указанием количества ударных инструментов (пример 9).
Подполя функционально разграничены для каждого типа исполнителей: ансамбля (хора, оркестра или камерного ансамбля), отдельных (вне ансамбля) инструментов / голосов, солистов (инструментов / голосов). Определены также отдельные подполя для обозначения количества партий для каждого «семейства» инструментов / голосов, а также количества исполнителей каждого отдельного вида инструментов / голосов. Имеется возможность кодирования общего количества партий и/или исполнителей.
Использование подполей и порядок их приведения в поле определяется следующими правилами:
Подполе $b используется для определения солистов, если необходимо определить их отдельно от сопровождающих инструментов / голосов (записанных в подполе $c), или отдельно от ансамблей (записанных в подполе $d) (примеры 2, 5, 8, 9).
Если отдельное определение солистов не требуется, вся информация записывается в подполе $c.
В подполе $d позиции символов 5–6 могут использоваться для указания количества партий в ансамбле. Если в одном подполе $d определяются несколько ансамблей, позиции символов 5–6 могут использоваться только в том случае, если количество партий для всех ансамблей одинаково (например, два хора для 4 различных голосов кодируются 02cmi04##); если количество партий в ансамблях различно, в позициях 5–6 указывается два пробела (##). Или, подполе $d может повторяться для каждого ансамбля (пример 10). В случае повторения подполя $d подполя $e должны записываться непосредственно после того вхождения подполя $d, которому они соответствуют (примеры 3, 6, 8–10).
Подполе $f может использоваться, если необходимо включить более полную информацию об отдельных инструментах, тип которых (или группа инструментов) указан в подполях $c или $e – например, если в подполе $c инструменты определены как «ударные», в подполе $f могут определяться конкретные инструменты. Каждая группа вхождений подполя $f должна следовать непосредственно после вхождения подполя $c или $e, которому они соответствуют (пример 11).
Подполе $h рекомендуется использовать для указания количества партий только в том случае, если это количество отличается от количества исполнителей, указанных в подполе $i, или в том случае, если количество исполнителей не определено (примеры 5, 6, 8–10).
В подполях $h и $i код «a» в позиции символа 3 должен использоваться по умолчанию для указания общего количества партий и исполнителей, если музыкальное произведение является вокальным или инструментальным (примеры 1–4, 6, 11).
Поддержка и обновление перечней кодов поля 146 осуществляется Международной ассоциацией музыкальных библиотек, архивов и центров документации по музыке (IAML – International Association of Music Libraries, Archives and Music Documentation Centers).
В перечнях приводится основной термин и несколько других терминов, для которых используется тот же код, поскольку эти термины означают:
Хронологические, органологические или языковые пояснения приводятся в скобках только в случае необходимости. Высота звучания инструмента указывается также при необходимости (например: A, Bb, F).
A. Коды для подполей 146 $b–$f, позиции символов 2–4 (см. Приложение S)
Первый символ трехсимвольного кода в списке кодов указывает принадлежность инструментов к тому или иному типу («семейству»).
Инструменты, для которых требуется приведение кода в поз.5–8, приводятся в списке только в том случае, если для них существует название на всех языках.
Перечни кодов регулярно обновляются IAML и размещены на сайте IAML
B. Коды для подполей 146 $b–$f, позиции символа 5–7
Примечание: в подполе $d позиции символов 5–6 используются для указания количества партий в ансамбле, с добавлением начального нуля в случае необходимости (если количество партий неопределено – указывается два пробела (##)).
1. Коды для позиции символа 5: тесситура, подготовленная (в подполе $d не используется)
Код
|
Значение
(русский язык)
|
Значение
(английский язык)
|
Другие наименования, термины на других языках, лексические варианты
|
#
|
не указано – позиция не заполняется
|
|
|
a
|
сопранино
|
sopranino
|
|
b
|
сопрано
|
soprano
|
dessus
pardessus
sopran treble |
c
|
альт
|
alto
|
alt
contralto haute-contre quinte |
d
|
тенор
|
tenor
|
taille
ténor tenore |
e
|
баритон
|
baritone
|
baritono
baryton |
f
|
бас
|
bass
|
bajo
bas basse basso |
g
|
контрабас
|
contrabass
|
contrebasse
contrabbasso kontrabass |
h
|
низкий басовый
|
sub-contrabass
|
basse grave
basso grave octobasse sub-contrabbasso |
i
|
очень высокий
|
sopracute
|
garklein
sopracuto suraigu |
j
|
высокий
|
high
|
acuto
aigu hoch klein petit piccolo small |
k
|
средний
|
medium
|
medio
mittel moyen |
l
|
низкий
|
low
|
big
grand grande grave gross large tief |
m
|
подготовленный
|
prepared
|
préparé
preparato |
2. Коды для позиции символа 6: количество рук / исполнителей, тональность инструментов (в подполе $d не используется)
Код
|
Значение
(русский язык)
|
Значение
(английский язык)
|
Другие наименования, термины на других языках, лексические варианты
|
#
|
не указано – позиция не заполняется
|
|
|
1
|
одна рука / для 1-й руки
|
one hand
|
eine Hand
una mano
une main |
2
|
два исполнителя на одном инструменте
|
two players on one instrument
|
deux executants sur un instrument
due esecutori su uno strumento |
3
|
три руки / в 3 руки
|
three hands
|
drei Hände
tre mani trois mains |
4
|
четыре руки / в 4 руки
|
four hands
|
vier Hände
quatre mains quattro mani |
6
|
шесть рук / в 6 рук
|
six hands
|
sechs Hände
sei mani
six mains |
8
|
восемь рук / в 8 рук
|
eight hands
|
acht Hände
huit mains
otto mani |
a
|
Ля
|
A |
la
|
b
|
Си бемоль
|
B flat
|
B
si béol
si bemolle
|
c
|
До
|
C
|
ut
do
|
d
|
Ре
|
D
|
ré
|
e
|
Ми
|
E
|
mi
|
f
|
Фа
|
F
|
fa
|
g
|
Соль
|
G
|
sol
|
h
|
Си
|
B
|
H
si
|
i
|
Ми бемоль
|
E flat
|
Es
mi bemolle
mi bémol
|
j
|
Ля бемоль
|
A flat
|
As
la bemolle
la bémol
|
k
|
Ре бемоль
|
D flat
|
Des
re bemolle
ré bémol
|
l
|
Фа диез
|
F sharp
|
Fis
fa diesis
fa diése
|
n
|
Нестандартное исполнение на музыкальном инструменте
|
instrument played in non standard way |
instrument joué de manière non standard
strumenti suonati in modo non standard |
s
|
Нестандартное количество струн
|
non standard string number |
nombre de cordes non standard
numero di corde non standard |
3. Коды для позиции символа 7: другое
Код
|
Значение
(русский язык)
|
Значение
(английский язык)
|
Другие наименования, термины на других языках, лексические варианты
|
#
|
не указано – позиция не заполняется
|
|
|
r
|
электромузыкальный
|
electric
|
électrique
elettrico |
s
|
электронный
|
electronic
|
électronique
elettronico |
t
|
средний
|
midi
|
|
v
|
усиленный
|
amplified
|
amplificato
amplifié |
w
|
записанный
|
recorded
|
enregistré
registrato |
q
|
античный
|
antiquity
|
antichità
antiquité |
y
|
этнический / народный, традиционный
|
ethnic, traditional
|
ethnique, traditionnel
etnico, tradizionale |
C. Коды для подполей 146 $b–$f, позиция символа 8
Код
|
Значение
(русский язык)
|
Значение
(английский язык)
|
#
|
не указано – позиция не заполняется
|
not specified – position not required
|
b
|
на усмотрение (исполнителя)
|
ad libitum
|
c
|
может использоваться вместо предшествующего кода / альтернативный
|
may take place of the preceding code / alternative
|
d
|
используется тем же исполнителем, который указан предшествующим кодом
|
used by the same player as the preceding code
|
D. Коды для подполей 146 $h–$i , позиция символа 3
Код
|
Значение
(русский язык)
|
Значение
(английский язык)
|
a
|
общее количество исполнителей
|
total number of performers
|
b
|
медные духовые инструменты
|
brass instruments
|
c
|
хоры
|
choirs
|
d
|
духовые инструменты
|
wind instruments
|
e
|
электроакустические инструменты
|
electro-acoustic instruments
|
i
|
инструменты – общее количество
|
total number of instruments
|
j
|
инструменты соло
|
solo instruments
|
k
|
клавишные инструменты
|
keyboard instruments
|
l
|
голоса соло
|
solo voices
|
m
|
инструменты – различные, другие
|
miscellaneous, other instruments
|
o
|
оркестры
|
orchestras
|
p
|
ударные инструменты
|
percussion instruments
|
q
|
дирижеры, руководители
|
conductors
|
s
|
струнные смычковые инструменты
|
bowed string instruments
|
t
|
струнные щипковые инструменты
|
plucked string instruments
|
v
|
голоса – общее количество
|
total number of voices
|
w
|
деревянные духовые инструменты
|
woodwind instruments
|
x
|
голоса хора
|
choral voices
|
y
|
инструменты ансамбля
|
ensemble instruments
|
z
|
устройства, другие исполнители
|
devices, other performers
|
Взаимосвязанные поля
128 ПОЛЕ КОДИРОВАННЫХ ДАННЫХ: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА И ТОНАЛЬНОСТЬ ИЛИ ЛАД
Поле 146 используется вместо устаревших подполей 128$b и 128$c.
302 ПРИМЕЧАНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К КОДИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИИ
Примечание в поле 302 может содержать информацию об использовании различных инструментов одним исполнителем или одного инструмента различными группами в составе ансамбля и т. д.
Примеры:
Пример 1:
cm0
128 ##$airu
146 0#$ab$c01wcl####$c04svc####$i001w$i004s$i005a
200 1#$aInterludio statico$bНоты$ena klarnet i 4 wiolonczele$eор. 11$e(1963–1964)$fKrzysztof Meyer
Интелюдия в исполнении квинтета инструментов (кларнет и 4 виолончели).
Пример 2: (пример из UNIMARC Manual)
146 0#$ac$b02vso####$d01oun####$i002l$i001o
146 1#$ac$b02vso####$c01kpf####$i002l$i001k$i003a
200 1#$aNella Didone Duetto Sei vinto, e pur non sai Del Sig.r Ferdinando Paer Ridotto a due voci e pianoforte
Рукопись вокального оперного дуэта, аранжированного для голосов и фортепиано. Библиографирующим учреждением описана как оригинальная версия, так и аранжированная. В первом вхождении поля 146 инструменты оркестра не перечислены, так как каталогизатор не располагает этой информацией.
Пример 3: (пример из UNIMARC Manual)
146 0#$ae$c01eta####$d03oie####$e02wfl####$e02wob####$e02wcl####$e04wba####
$e06bho####$e04btr####$e04btb####$e24svl####$e08sva####$e08svc####$e08sdb####$i072a
Per Bastiana Tai-Yang Cheng, L’Oriente e rosso, pour bande magnetique et trois groupes instrumentaux Луиджи Ноно (3 группы инструментов, 72 исполнителя). У каждого из струнных инструментов – своя линия. Принадлежность каждого отдельного инструмента к инструментальной группе не определена.
Более подробное представление информации о принадлежности каждого инструмента к группе и общем количестве инструментов каждого вида может выглядеть следующим образом:
146 0#$ae$c01eta####$d01oie24##$e02wfl####$e02wcl####$e04btr####$e08svl####$e08sva####
$d01oie24##$e02wba####$e06bho####$e16svl####$d01oie24##$e02wob####
$e02wba#### $e04btb####$e08svc####$e08sdb####$i010w$i014b$i048s$i001e$i072a
Пример 4:
cm0
125 ##$azx
128 ##$asu#$aft#
146 0#$ab$c01kpf#4##$i002k$i002a
146 0#$ab$c02kpf####$i002a
200 1#$aГородские картинки$bНоты$eансамбли для фортепиано$fНина Синякова 210 ##$aМинск$cЧетыре четверти$d2010
Нотный сборник ансамблей для фортепиано, состоящий из сюиты «Городские картинки» для фортепиано в 4 руки, цикла пьес «Мой мир» также для фортепиано в 4 руки и легкой фантазии «Чудный вечер» для двух фортепиано. Менее подробное представление информации:
146 0#$ab$c01kpf#4##
146 0#$ab$c02kpf####
Пример 5:
cm0
125 ##$aab
128 ##$abd#
146 0#$ab$b01svl####$b01svc####$d01ost####$c01pun##y#$h007s$h001p
200 1#$aИспанская баллада$bНоты$dSpanish ballad$eдля скрипки, виолончели и струнного оркестра$eор. 37 № 1$fЮ. Гальперин$zeng
208 ##$aПартитура
210 ##$aМосква$cМузыка$dпеч. 2008
215 ##$a1 партит. (70 с.), 2 парт. (19, 19 с.)$d30 см
510 1#$aSpanish ballad$zeng
Пьеса для соло на скрипке и виолончели, струнного оркестра и Dju-dju – старинного ударного инструмента африканского происхождения (Гана). Партию Dju-dju в данном сочинении поочередно исполняют оркестранты-струнники.
Пример 6:
cm0
125 ##$azb
128 ##$asu#$abt#
146 0#$ab$d01oba####$e02svl####$e01wfl####$e01svac###$e01sdb####$e01wcl#h##
$e02btr#h#b$e01pti###b$e03btb##b$e02wob###b$e01wcl#h#b$e01svc###b$e01wfl###
b $e02wba###b$e04bho#f#b$h006a$h023a
200 1#$aSuite du ballet «Les millions d’Arlequin»$bНоты$e№ 3. Réconciliation$epolka de caractère (Pizzicato)$e[для аркестра]$fR. Drigo
208 ##$a[Галасы]
210 ##$a[Б. м. $cZimmermann? $d1900?]
300 ##$aПартыя 1-ай скрыпкі у 2-х экземплярах
500 10$aАрлекинада$lбалет
517 1#$aМиллионы Арлекина
517 1#$aПолька-Пиццикато
541 1#$aСюита из балета «Миллионы Арлекина»$zrus
Издание сюиты из балета «Les millions d’Arlequin» R. Drigo представляет набор партий инструментов для ее исполнения. Первое подполе $h указывает обязательное количество инструментов, оно повторяется с учетом возможного использования других инструментов (на усмотрение исполнителя – ad libitum).
Пример 7:
cm0
125 ##$azy
128 ##$abcs$amgg$afso$awz#
146 1#$ab$c02svl####$i002s
146 11$ab$c01svl####$c01kpf####
200 1#$aСборник легких переложений$bНоты$eдля скрипки с фортепиано или со второй скрипкой$fИ. Ямпольский$gклавир
210 ##$aМосква$cМузгиз$d1937
Сборник для двух скрипок или скрипки с фортепиано. Каждая альтернатива указана в отдельном вхождении поля 146, значение «1» второго индикатора определяет альтернативные средства исполнения.
Эквивалентное кодирование альтернативных средств исполнения может быть представлено в одном поле 146 (здесь важен порядок следования подполей $c, поскольку код «с» означает «может использоваться вместо предшествующего кода / альтернативный») следующим образом:
146 1#$ab$c01svl####$c01svl####$c01kpf###c$i002a
Пример 8:
cm0
125 ##$aay
128 ##$aan#
146 0#$ac$b01vbr####$b01vms###c$d01cmi02##$e01vbr####$e01vbs###c$e01vte#### $e01vwo###c $c01kpf####$c01kor###b$h001l$h002x
200 1#$aHymne à la Verité$bНоты$esolo de Baryton ou Mezzo et Choeurs à 2 voix (barytons ou basses, tenors ou voix de Femmes) avec accompagnement de piano et d’Orgue (ad lib.)$fparoles et musique de Lèon Moreau
210 ##$aParis $cJean Jobert $d[1900?]
215 ##$a8 с. $d27 см
Гимн Леона Моро для 1 голоса соло, 2-голосого хора в сопровождении фортепиано и органа по усмотрению исполнителя (ad libitum). Количество голосов соло, голосов хора кодируется только для демонстрации большей детальности представления информации.
Пример 9:
cm0
125 ##$aay
128 ##$a9t#
146 1#$ac$b01vms####$b01vte##v#$d01cmi04##$e01vso####$e01val####$e01vte####
$e01vbs####$c02kpf####$d01ope06##$e03pti####$e01ptl####$e01pca####$e01pcr####
$d01ope08##$e02pwo####$e03pte####$e01pdr####$e01pbd####$e01pgo####$d01op
e05##$e01pbe####$e01pcy####$e01pfl####$e01pvi####$e01pbl####$h004x$h019p
200 1#$aПесни и пляски смерти$bНоты$dSongs and Dances of
Death$fМусоргский$gтранскрипция А. Ларина для солистов, хора, двух фортепиано и ударных$gслова А. Голенищева-Кутузова$zeng
В описании максимально подробно представлена информация об инструментах и голосах, используемых для исполнения данной транскрипции произведения Мусоргского «Песни и пляски смерти»: два голоса соло (меццо-сопрано и тенор), смешанный 4-голосый хор выделен как подгруппа с приведением реальных партий голосов (сопрано, альты, тенора, басы), два фортепиано, три группы ударных инструментов и инструменты в составе каждой из этих групп.
Менее подробно эта информация может быть приведена следующим образом:
146 1#$ac$b01vms####$b01vte####$c02kpf####$d01cmi04##$d03ope###$h004x$h019p
Здесь кроме солистов и двух фортепиано указан один смешанный хор (количество голосов хора приведено в $h) и три группы ударных инструментов (количество реальных партий ударных приведено во втором $h).
Пример 10: (пример из UNIMARC Manual)
146 0#$aa$d01cmi04##$e01vso####$e01val####$e01vte####$e01vbs####$d01cme03##
$e02vte####$e01vbs####$d01cch03##$e03vcv####$h010x$h003c
Пьеса для трех хоров: хор 1 для четырех голосов (сопрано, альт, тенор, бас); хор 2 для трех мужских голосов (двух тенора и бас), хор 3 для трех мальчиков. Описаны все голоса и группы.
Пример 11: (пример из UNIMARC Manual)
146 0#$ac$c01vwol###$c01wpi####$c01wflf##d$c01wsab###$c01wsaf##d$c01kpfm###
$c01pun####$f01pttl###$f01pmd####$f01ptil###$f01pbd####$f01ptel###$f03pcr####
$f01pcy#### $f01pvi####$c01sdb####$i001v$i002w$i001k$i001p$i001s$i005i$i006a
Cris de cerise композитора François Rossé; исполнители: женский голос, флейта (пикколо и басовая), саксофон (сопрано и басовый), фортепиано (подготовленное), ударные (1 том-баритон, 1 военный барабан, 1 низкие литавры, 1 большой барабан, 1 низкий темплеблок, 3 крэш-цимбал, 1 цимбалы, 1 вибрафон, 1 смычок для контрабаса), контрабас. Представлен пример наиболее подробного кодирования информации.
Смычок для контрабаса не кодируется, так как он используется вместо палочек ударных инструментов. Описаны инструменты и исполнители.
В случае менее подробного представления информации поле 146 может быть записано следующим образом (отдельные ударные инструменты не описаны):
146 0#$ac$c01vwol###$c01wpi####$c01wflf##d$c01wsab###$c01wsaf##d$c01kpfm### $c01pun####$c01sdb####$i001v$i002w$i001k$i001p$i001s$i005i$i006a