ГлавнаяЧитателюПравила пользования и записи в библиотекуПравила экскурсионного обслуживания

Правила экскурсионного обслуживания

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Правила экскурсионного обслуживания (далее – Правила) разработаны в соответствии с существующим законодательством Республики Беларусь, Уставом государственного учреждения «Национальная библиотека Беларуси» и регламентируют порядок экскурсионного обслуживания посетителей Национальной библиотеки Беларуси (далее – Библиотека) в составе экскурсионной группы.

2. Правила обязательны к ознакомлению, изучению, применению и выполнению работниками, проводящими экскурсии по Библиотеке.

3. Работники в пределах своей компетенции несут ответственность за несоблюдение требований настоящих Правил.

4. Право посещения Библиотеки в составе экскурсионной группы предоставляется гражданам Республики Беларусь, иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Дети до 14 лет допускаются на экскурсию только в сопровождении дееспособных взрослых. Количественный состав сопровождающих лиц – с расчетом 1 до 14 человек. В случае экскурсий, рассчитанных на 10 человек, – 1 до 9 человек.
Взрослые должны проинформировать детей о правилах поведения в Библиотеке и нести ответственность за их выполнение детьми.

5. Экскурсионное обслуживание осуществляется на платной основе (за наличный и по безналичному расчету).

6. Экскурсионное обслуживание на бесплатной основе осуществляется (при наличии подтверждающих документов) для:

детей до 6-летнего возраста;
детей-сирот;
инвалидов I и II групп;
ветеранов Великой Отечественной войны.

7. В целях популяризации информационных ресурсов и услуг Библиотеки, обмена передовым опытом возможно осуществление экскурсионного обслуживания на бесплатной основе для:

работников организаций и учреждений Министерства культуры Республики Беларусь;
работников библиотек Республики Беларусь;
участников мероприятий, в которых Библиотека является организатором или соорганизатором.

8. Документами, дающими право организованной группе на экскурсионное обслуживание, являются пропуск посетителя социокультурного центра и кассовый чек.

9. Экскурсии, требующие подготовки дополнительных материалов и помещений, осуществляются исключительно по предварительной записи.

10. Экскурсии с посещением Круглого зала Президент-центра осуществляются по предварительной записи после направления в адрес Библиотеки письма-заявки со списком лиц, планирующих посетить Библиотеку во время экскурсии.

11. Экскурсионные группы формируются по заявкам индивидуальных посетителей и коллективным заявкам.

12. Экскурсионное обслуживание осуществляется только сотрудниками Национальной библиотеки Беларуси.

13. Экскурсионное обслуживание в Библиотеке координируется отделом экскурсионно-методической работы. Работники отдела принимают заявки на проведение экскурсий по Библиотеке, распределяют порядок перемещения экскурсионных групп, в том числе посещение обзорной площадки, разрабатывают новые тексты экскурсий.

14. Работники допускаются к проведению экскурсий только после прослушивания и принятия индивидуальной экскурсии начальником социокультурного центра, заведующим отделом экскурсионно-методической работы и заведующим сектором экскурсионной работы отдела экскурсионно-методической работы.
Работник, считающийся допущенным к проведению экскурсий по Библиотеке, должен ознакомиться с настоящими Правилами в отделе экскурсионно-методической работы и удостоверить согласие по их выполнению личной подписью.

15. Экскурсионное обслуживание осуществляется по технологическим картам и согласованным маршрутам.

ГЛАВА 2
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСКУРСИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

17. На экскурсионное обслуживание принимаются коллективные заявки от групп следующих категорий населения:

учащиеся учреждений общего среднего образования (с 6-летнего возраста);
учащиеся профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений, студенты высших учебных заведений;
работники предприятий, организаций и других учреждений;
группы иностранных граждан;
туристические группы.

18. Предварительная запись коллективных заявок осуществляется с 5 числа каждого месяца на следующий месяц. Если это число попадает на воскресенье или праздничный день, запись осуществляется следующим днем этого месяца.
Дата и время проведения экскурсии могут быть изменены не позднее чем за 7 дней до проведения экскурсии и только при наличии свободного в это время сотрудника.

19. Коллективные заявки на экскурсии принимаются в следующем режиме:

вторник – воскресенье (с 1 сентября по 31 мая) с 10.00 до 18.00;
понедельник – суббота (с 1 июня по 31 августа) с 10.00 до 18.00.

20. Экскурсионное обслуживание групп по коллективным заявкам проводится в следующем режиме:

ежедневно (с 1 сентября по 31 мая):
вторник – пятница: с 10.00 до 18.00;
суббота, воскресенье: с 10.00 до 17.00;
понедельник – выходной день;

в летний период (с 1 июня по 31 августа):
вторник – пятница: с 10.00 до 18.00;
суббота, понедельник: с 10.00 до 17.00;
воскресенье – выходной день.

21. Количественный состав экскурсионной группы – до 15 человек, включая 1 (один) сопровождающий для групп учащихся и студентов.
Численный состав группы для интерактивных экскурсий «Ожившие книги», «День рождения в библиотеке» – до 10 человек, в том числе 1 (один) сопровождающий.

22. В исключительных случаях является допустимым превышение численного состава группы не более чем на 4 человека (для экскурсии-квеста – не более чем на 3 человека). В этом случае экскурсанты, превышающие количественный состав группы, приобретают билеты индивидуального посетителя.
В случае превышения численного состава группы более чем на 4 человека оформляется дополнительная экскурсия при условии наличия свободного в это время работника.

23. В случае:

23.1. прибытия группы ранее определенного времени, досрочное обслуживание осуществляется при наличии свободного в это время работника;
23.2. опоздания группы менее 30 минут, время проведения экскурсии сокращается соразмерно времени опоздания;
23.3. опоздания группы более 30 минут, обслуживание отменяется в одностороннем порядке.

24. Экскурсионные группы по заявкам индивидуальных посетителей формируются по предварительной записи с 20 числа каждого месяца на следующий месяц.

Заявки на экскурсии принимаются в следующем режиме:
вторник – воскресенье (с 1 сентября по 31 мая): с 10.00 до 18.00;
понедельник – суббота (с 1 июня по 31 августа): с 10.00 до 18.00.

25. Оформление экскурсионных групп, сформированных по заявкам индивидуальных посетителей, прекращается за 5 минут до начала экскурсии.

26. Если на экскурсию по заявкам индивидуальных посетителей записалось менее 5 человек, экскурсия может быть отменена в одностороннем порядке.

27. Экскурсионное обслуживание сформированных групп по заявкам индивидуальных посетителей проводится в следующем режиме:

ежедневно (с 1 сентября по 31 мая):
вторник – пятница: 12.00, 15.00, 18.00;
суббота, воскресенье: 12.00, 15.00, 17.00;
понедельник – выходной день;

в летний период (с 1 июня по 31 августа):
вторник – пятница: 12.00, 15.00, 18.00;
суббота, понедельник: 12.00, 15.00, 17.00;
воскресенье – выходной день.

28. В исключительных случаях Библиотека вправе вносить изменения в режим экскурсионного обслуживания. Информирование посетителей осуществляется заранее через интернет-портал и информационные стенды Библиотеки.

29. Экскурсии с подъемом на обзорную площадку Библиотеки регулируются настоящими Правилами и правилами пользования обзорной площадкой.
Подъем на обзорную площадку осуществляется из читальной зоны Библиотеки.

30. С целью обеспечения пожарной безопасности, исключения случаев скопления людей в лифтовом холле, все экскурсии с посещением обзорной площадки должны быть предварительно согласованы и зафиксированы в журнале записи экскурсий на пункте «Экскурсии» в холле центрального входа Библиотеки.

ГЛАВА 3
ПРАВА ПОСЕТИТЕЛЕЙ

31. Посетители имеют право:

получать необходимую информацию об экскурсионных услугах;
пользоваться услугами экскурсоводов;
использовать фото - и видеоаппаратуру (в музее книги и Круглом зале Президент-центра без вспышки);
обращаться к руководству Библиотеки по вопросам, связанным с организацией экскурсионного обслуживания.

ГЛАВА 4
ОБЯЗАННОСТИ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

32. Посетители обязаны:

соблюдать данные Правила и иные локальные правовые акты Библиотеки;
сдавать в гардероб верхнюю одежду, головные уборы, сумки для ноутбуков;
в осенне-зимний период допускается осуществлять экскурсионное обслуживание посетителей в верхней одежде, головных уборах при проведении экскурсии с посещением обзорной площадки;
оставлять в камере хранения зонтики, сумки, портфели, рюкзаки и другие вещи размером более 30х30х20 см;
предъявлять для просмотра на контрольно-пропускном пункте сумки, тетради, пакеты, футляры из-под музыкальных инструментов и другие вещи, разрешенные для внесения в Библиотеку;
бережно относиться к имуществу Библиотеки;
соблюдать тишину, порядок, чистоту в помещениях и на территории Библиотеки;
вежливо относиться к экскурсоводам и посетителям Библиотеки;
при посещении Круглого зала Президент-центра использовать бахилы;
в чрезвычайных ситуациях (технический сбой, пожар, авария, угроза террористического акта и др. выполнять требования работников Библиотеки, органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям.

33. Посетителям запрещается:

выносить документы из Библиотеки;
вносить в Библиотеку печатные материалы (книги, журналы, газеты, учебно-методические материалы, изобразительные документы, ноты и другие документы), колющие и режущие предметы;
проходить в Библиотеку в неопрятном внешнем виде;
посещать Библиотеку в состоянии алкогольного опьянения, под воздействием наркотических, психотропных, токсических веществ;
входить в Библиотеку с животными, за исключением пользователей с ослабленным зрением и лиц, потерявших зрение, в сопровождении собаки-поводыря;
осуществлять действия, причиняющие вред оборудованию Библиотеки;
брать документы без разрешения;
пользоваться средствами мобильной связи с включенным звуковым сигналом;
самовольно размещать в помещениях Библиотеки объявления, афиши и другие материалы, заниматься предпринимательской, агитационной и рекламной деятельностью;
нарушать общественный порядок;
курить в помещениях Библиотеки, кроме мест, специально предназначенных для этого;
принимать пищу и напитки во время экскурсии.

ГЛАВА 5
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

34. Посетители Библиотеки, причинившие вред документам или имуществу Библиотеки (компьютерам, оргтехнике, мебели, электрооборудованию и др.), покрывают убыток согласно законодательству.

35. Посетители, нарушающие общественный порядок, унижающие работников и других посетителей Библиотеки, несут ответственность, согласно Кодексу Республики Беларусь об административных правонарушениях.

36. За нарушение данных Правил посетители могут быть временно ограничены или лишены совсем доступ к услугам Библиотеки сроком не более одного года.

ГЛАВА 6
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТ БИБЛИОТЕКИ

37. Библиотека имеет право:

вносить дополнения и изменения в данные Правила в установленном порядке;
определять условия экскурсионного обслуживания;
определять в соответствии с законодательством виды и размеры возмещения вреда, причиненного посетителями;
определять срок ограничения (не более одного года) доступа к услугам Библиотеки посетителям, нарушившим эти правила;
требовать от посетителей покинуть помещение Библиотеки в случае несоблюдения этических норм и правил поведения в Библиотеке.

38. Библиотека обязана:

обеспечивать высокую культуру обслуживания посетителей;
сохранять конфиденциальность сведений о посетителях;
информировать посетителей о:
дополнениях и изменениях, вносимых в данные Правила;
изменениях в режиме работы Библиотеки;
видах услуг, предоставляемых Библиотекой.

Библиотекарям